Перевозки упакованных веществ, изделий безопаснее, чем транспортировка наливом, навалом — главное, правильно упаковать. Обычно этим занимается производитель, реже — грузоотправитель.
Рассказываем о разнице в понятиях, как подобрать разрешенный размер, материал и вид упаковочных приспособлений согласно Европейскому соглашению о перевозке опасных грузов ДОПОГ/ADR.
Тара и упаковка — в чем разница
ДОПОГ предлагает свои понятия упаковочных изделий, которые немного отличаются от принятых в российском товароведении, где тара — это изделие, куда размещают продукцию для сохранения свойств и обеспечения безопасности, например — флакон, пакетик.
Упаковка — это потребительская единица, то, что удобно держать в руках, пользоваться, изучать информационные ярлыки — например, коробка.
Первичная — создает условия для сохранности единицы товара, допустим, коробок спичек.
Вторичная — объединяет первичные, например, 8 коробков спичек в пленке.
Транспортная — специальные приспособления, изделия, материалы, предназначенные для сохранности груза при перевозке. В примере со спичками это будет картонный лоток с потребительскими блоками по 8 коробков, стопки таких лотков в термоусадочной пленке, пакет на поддоне с использованием картонных прокладок и стрейч–пленки.
В ДОПОГ это понятие называется «тара». По размеру делится на:
- мелкую и «легкую металлическую»;
- среднюю — кубовые емкости, бэги, сосуды до 3 м3;
- крупную — контейнеры, емкости больше 3 м3.
Мелкая делится на разновидности:
- одиночная — изделие, в которое помещается вещество, при этом для перевозки не требуется более крупных материалов, средств, например, канистра;
- внутренняя — сосуды, емкости, мешки, пакеты, внутренняя поверхность которых непосредственно контактирует с опасным веществом;
- наружная — приспособление для перевозки некоторого количества упаковок, наружная поверхность которого защищает груз от внешних воздействий;
- промежуточная — вспомогательные упаковочные материалы: прокладки, обертки, ячейки, заполнители.
Транспортный пакет создается для удобства погрузки. Внутри необязательно одинаковые блоки с товаром, главное, что это гарантирует сохранность перевозки, при этом снаружи не всегда видно содержимое. Правила требуют, чтобы транспортные пакеты были маркированы дополнительно. Также, маркируются те поверхности, которые видны при перевозке и погрузочно–разгрузочных работах.
Допустимые типы, размер и материал упаковочных изделий указаны в разрешенных инструкциях по упаковке по каждому номеру ООН в колонке 8 таблица 3.2. приложения А.
Упаковка опасных грузов по ДОПОГ
Если субстанция как следует упакована в разрешенном количестве, то перевозка автотранспортом становится безопасной. Применяется обычный грузовой автомобиль с маркировкой знаками и дополнительным инвентарем. Накладная на груз, свидетельство о подготовке водителя должны быть правильно оформлены.
Опасные вещества разрешается фасовать в:
- коробки, ящики, бутылки, флаконы, металлические ведерки;
- бочки–барабаны;
- контейнеры средней грузоподъемности;
- баллончики, баллоны, крупные сосуды для газов, переносные цистерны, танк–контейнеры.
Применимые инструкции обозначены буквами:
- P — мелкая тара;
- IBC — контейнеры средней грузоподъемности;
- LP — большие контейнеры;
- R — металлические ведра с крышками.
Цифры не всегда отражают класс опасности, чаще означают порядковый номер:
- P001 — инструкция №1;
- P406 — относится к классу 4.x.
Как выбрать вид упаковки
После того, как перевозимые соединения, материалы, изделия идентифицировали, то есть присвоили номер ООН, в столбце 8 таблицы выбирается положение. Рассмотрим на примере инструкции P001, какая информация будет полезной.
Раздел «Комбинированная тара» означает, что вещество должно быть упаковано во внутреннюю тару, которая, в свою очередь, укладывается в наружную, как яйца в кассете, например:
внутренняя стеклянная бутыль объемом 10 литров, помещенная в наружную, например, стальной ящик, так, чтобы общий вес не превышал 250 килограмм для группы упаковки I и 400 кг — для II и III.
Если бы был раздел «Промежуточная», то обязательно применить при укладке внутренних упаковок в наружную. Если указания нет, это не значит, что прокладки или противоударное заполнение запрещено, но материал должен быть инертный и негорючий, подходящий по свойствам.
Раздел «Одиночная тара» означает, что разрешается перевозить опасные вещества в отдельных единицах, например, алюминиевой канистре объемом не более 60 л, без использования дополнительных приспособлений.
«Составная тара» означает, что для удержания и защиты груза используется упаковочное изделие из нескольких материалов, например, стеклянный сосуд в наружном стальном барабане, причем отделить одно от другого невозможно.
Если у компании возникает необходимость перефасовать химические соединения, ЛВЖ, ядовитые субстанции, опасные газы из заводской упаковки, то необходимо воспользоваться услугами консультанта по опасным грузам или обратиться к специализированному перевозчику.
ADRIATA перевозит взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся газы и жидкости, едкие и ядовитые химические соединения автотранспортом с 2014 года. В числе услуг изготовление дополнительной упаковки для соблюдения международных требований к транспортировке. Чтобы задать вопрос или заказать услугу, пишите в чат или звоните: 8 800 775 85 62.