Чтобы правильно транспортировать грузы, способные нанести вред, разработаны правила перевозки опасных грузов жд транспортом, международные RAID и СМГС, отдельные положения о цистернах и сосудах.
Рассказываем, как подготовить к безопасной перевозке упаковки, документы и подвижной состав для сдачи на станцию.
Подготовка к перевозке
Классификация на железной дороге совпадает с ДОПОГ. Оформление перевозки опасных грузов начинается с определения номера позиции в Алфавитном указателе и изучения требований:
- номер аварийной карточки, если нет, потребуется оформление;
- типы вагонов, контейнеров;
- штемпели: набор указаний в виде красных печатей на жд накладных;
- трафареты, то есть надписи;
- специальные условия: типы тары, подвижного состава, необходимость сопровождения, прикрытие, роспуск с горки.
В АК описан вред для человека, взрыво– и пожароопасность, какие необходимы средства индивидуальной защиты, действия при аварии: в случае развала, россыпи, возгорании, меры первой медицинской помощи. Необходимо правильно заполнить накладную по соглашению о международном грузовом сообщении СМГС:
- определить номер ООН;
- если в наименовании есть вариации или «не указанные конкретно», «Н. У. К.», то выбрать нужный вариант и дополнить техническим названием из стандарта или ТУ, либо научное, биологическое;
- если перевозится смесь, раствор, то прямо указывается процентное содержание основных веществ, не более двух;
- указать код опасности, дополнительные знаки;
- номер аварийной карточки.
Некоторые отправления, пустую тару сопровождают проводники, которые следят за состоянием вещества, упаковок, для чего имеют средства защиты, спецодежду, аптечку, инвентарь для пожаротушения и другие приспособления.
До отправки необходимо упаковать материалы, изделия по ГОСТ 26319–2020 «Грузы опасные. Упаковка». Главное, чтобы тара обеспечивала сохранность упаковки от просыпания и разлива, при этом сама не вступала в опасные реакции. На упаковки, транспортные пакеты кроме обычной маркировки наносятся:
- знаки опасности;
- наименование по указателю для каждого груза;
- шифр;
- номер ООН.
Маркировка наносится на разных сторонах тары.
Как осуществляется перевозка по железной дороге
Процесс транспортировки по рельсам достаточно безопасен и отработан, так как действует специальный порядок перевозки опасных грузов. Особо критичные субстанции по правилам принимаются только повагонной отправкой, то есть без перегрузок в пути. При приемке от грузоотправителя проверяется целостность тары, правильность упаковывания и оформления.
Если вещества с пометкой «1» расфасованы по 1 кг но не более 1 л, разрешается перевозить на общих основаниях как неопасные, принимаются и мелкие и повагонные отправки.
Жидкости в стеклянной таре составляют в деревянные, металлические или полимерные ящики с наполнителем. Материалы в мешках или коробках принимаются повагонно. Проверяется, разрешена ли совместная транспортировка в одном вагоне, и что каждое место правильно упаковано отдельно от остальных. Чтобы оперативно перелить опасную жидкость из поврежденной тары, в вагоне обеспечивается запас пустых емкостей. Между ярусами упаковок укладывают доски, бочки с особо опасными жидкостями ставят в один ярус пробками вверх.
Сосуды с газами передаются исправными, окрашенными, с надписями, заглушками, колпаками и защитными кольцами. Баллоны загружают лежа, колпаками в одну сторону. Используются крытые вагоны или контейнеры, реже открытые. Для транспортировки жидкостей наливом применяют вагон–цистерну или контейнер–цистерну. На боковой поверхности наносят оранжевую табличку с номером ООН и белую — с № АК.
Как предотвратить опасные ситуации
На железнодорожном транспорте строго соблюдается порядок, поэтому доставка становится безопасной. Обязательно соблюдение требований:
- груз, который нужно сопровождать в соответствии с порядком, не отправят со станции, пока люди не прибудут;
- кислоты и легковоспламеняющиеся жидкости ставят в разные концы вагона;
- если вагон сломался в пути — отцепляют и ставят под охрану на отдельный путь, если сопровождающие не могут разделиться — отцепляют целиком группу вагонов;
- ремонт делают под наблюдением проводника;
- погрузка и разгрузка производится в местах необщего пользования;
- после перевозки генетически измененных организмов, токсичных, радиоактивных грузов проводят чистку, а получатель должен дополнительно подтвердить, что в дороге не было утечек, обеспечить чистоту контейнеров и вагонов, удалить следы масла, рыхлую органику;
- при приеме мелких упаковок если хотя бы одно место с нарушениями — вернут всю партию, а грузоотправитель обязан немедленно вывезти со станции;
При получении уведомления в течение суток со станции необходимо вывезти автомобильным транспортом:
- мелкие отправки;
- контейнеры;
- контейнеры–цистерны.
Если не хватает опыта в организации доставки, лучше обратиться за помощью к консультанту по опасным грузам. Для заказчика выгоднее, когда от по маршруту от пункта погрузки до станции и дальше по железной дороге перевозит одна компания, берущая на себя подготовку.
ADRIATA с 2014 перевозит опасные вещества автомобильным транспортом, организовывает перевозки по железной дороге, самолетами и кораблями. Работаем в России, СНГ, странах дальнего зарубежья. Чтобы заказать услуги или проконсультироваться, свяжитесь по телефону: 8 800 775 85 62 или пишите в чат на сайте.