Группа упаковки — это степень предполагаемой опасности груза, выраженная римской цифрой I, II или III, использующаяся при описании веществ и применении правил перевозки ДОПОГ.
ДОПОГ, или Договор о перевозке опасных грузов, подписан 49 странами Европы, Россией и некоторыми странами бывшего СССР. Раз в несколько лет выходит новая редакция, последняя введена с 1 января 2021 года и действует до 30 июня 2023, хотя отличия между редакциями незначительные. Текст Договора и актуальных приложений A и B к нему сложно найти, особенно на русском языке.
Рассказываем простым языком, что такое «группа упаковки», объясняем, как применять и когда это важно.
Если ищете, как правильно упаковывать груз, смотрите колонку «Тара», 4.1.4 «Инструкции по упаковке» в Перечне опасных грузов в приложении A ДОПОГ. Показатель не дает информации, в какие виды тары разрешается упаковывать груз.
Как узнать группу упаковки
Чтобы узнать группу упаковки вещества, нужно найти в Перечне соответствующую колонку.
Пример: 2267 ДИМЕТИЛТИОФОСФОРИЛХЛОРИД в колонке 2.1.1.3 находим цифру II.
Что означают эти цифры? Всё довольно просто:
- I: вещества с высокой степенью опасности;
- II: вещества со средней степенью опасности;
- III: вещества с низкой степенью опасности.
Может ли не быть группы упаковки? Да, веществам классов 1, 2, 5.2, 6.2 и 7 и самореактивным веществам класса 4.1 не назначается. Еще встречаются утверждения (пункт 2.1.1.3), что группы упаковки нет у изделий, хотя в другом месте текста говорится обратное (примечание к объяснению термина «Группа упаковки»).
Бывает ли у одного вещества разные показатели тары? К сожалению, да, в Перечне встречаются такие позиции:
- 1153 ЭФИР ДИЭТИЛОВЫЙ ЭТИЛЕНГЛИКОЛЯ класса 3 группы упаковки II
- 1153 ЭФИР ДИЭТИЛОВЫЙ ЭТИЛЕНГЛИКОЛЯ класса 3 группы упаковки III
У них одинаковый номер и название, но разная группа упаковки.
Для чего группа упаковки
Показатель тары позволяет применять одинаковые правила к грузам с одинаковой степенью опасности, даже если они из разных классов.
Правила перевозки опасных грузов основаны на делении веществ по основному виду опасности и агрегатному состоянию на классы от 1 до 9.
Для удобства назначения правил, ограничений, требований, авторы ДОПОГ ссылаются не на класс вещества, а на все позиции, принадлежащие к одной группе упаковки. Объясняем на вымышленном примере:
Допустим есть запрет на въезд на АЗС транспортных средств с определенными категориями грузов. Перечисление номеров ООН было бы слишком длинным, а ссылаться на класс — недостаточно, так как внутри каждого класса встречаются вещества разной степени опасности.
Класс | Группа упаковки | ||
---|---|---|---|
I | II | III | |
1, 2, 4.2, 6.1 |
Запрещено |
||
Остальные классы | Запрещено | Разрешено | Разрешено |
Почему важно учитывать группу упаковки? К разным показателям тары даже одного и того же вещества с одним номером ООН применяются:
- разные положения об ограниченном и освобожденном количестве;
- инструкции по упаковке и совместной загрузке;
- специальные положения по применению тары и контейнеров;
- ограничения на въезд в тоннели;
- специальные положения по перевозке, погрузке.
Реальный пример применения — пункт 1.1.3.6.3 подраздела «Изъятия, связанные с количествами, перевозимыми в одной транспортной единице», касающийся совместной перевозки разных грузов.
К транспортной категории 2 с разрешенным максимальным общим количеством 333 кг на единицу транспортного средства относятся вещества группы упаковки II и не входящие в другие транспортные категории. Сюда же относятся вещества подкласса 6.1 группы упаковки III.
Если бы показатели тары не были назначены, авторам пришлось бы приводить перечень из сотен номеров или писать сложные для восприятия технические описания веществ.
Когда нужно самостоятельно назначать группу упаковки
Чтобы отправить груз, его нужно классифицировать: определить надлежащее отгрузочное наименование и группу упаковки. Хорошо, когда вещество точно соответствует Перечню: всю информацию следует взять из таблицы 3.2. приложения А.
Если в Перечне позиция описана слишком обобщенно, то показатель тары придется устанавливать самостоятельно.
Пример: показатель тары топливу назначается по температуре вспышки:
- II, если температура вспышки ниже +23 градусов,
- III — если от +23 до +60 градусов.
Когда опыта в организации перевозок не хватает, лучше не рисковать и доверить доставку транспортной компании. ADRIATA перевозит опасные грузы автотранспортом и мультимодальным способом с 2014 года. Чтобы заказать перевозку или получить консультацию, звоните 8 800 775 85 62 или пишите в чат.