Водители автомобильных цистерн с нефтепродуктами должны быть внимательно и глубоко ознакомлены со свойствами перевозимых грузов. Рассмотрим основные нефтепродукты и их ключевые свойства подробно.
Бензин
Бензинами называют легковоспламеняющиеся прозрачные жидкости плотностью 700–750 кг/м3 с ярким запахом. Пределы воспламенения бензинов в среднем составляют от 1 до 6 процентов (по объему). Характеризуются температурой вспышки ниже –25 °C, поэтому представляют особую опасность с точки зрения вероятности возникновения пожара. Относится к 4 классу опасности.
Товарные бензины с определенными свойствами, служащие топливом для транспорта с бензиновыми двигателями, получают методом ректификации (дистилляции), крекинга или риформинга без добавления или с добавлением компонентов и различных присадок.
Авиационное топливо
Применяется для приведения в действие самолетов и вертолетов, является опасным веществом. В группу входят топлива для реактивных двигателей и авиационные бензины. В гражданской авиации для газотурбинных (воздушно–реактивных) двигателей применяют: ТС-1, РТ и ДЖЕТА-1 (JET А-1), а для поршневых двигателей — авиационные бензины Б-92, Б-91/115 и Аvgas 100LL.
Чаще всего транспортируют реактивные ТС–1 и ДЖЕТ А–1 — легковоспламеняющиеся прозрачные жидкости с ярким запахом, плотностью 755—850 кг/м3. Реактивное топливо — продукт прямой перегонки нефти, лигроино–керосиновой фракцию, температура воспламеняемости составляет от 28 до 48 °C.
Температура при транспортировке в летний период близка к температуре вспышки и нижнему пределу воспламеняемости (НПВ). Поэтому смеси насыщенных паров от внешних погодных условий могут быть опасными либо безопасными, даже при сравнительно небольших колебаниях температур переходят из одного состояния в другое.
Показатели пожарной опасности авиационных бензинов соответствуют показателям бензинов, и также являются особо опасными с точки зрения вероятности возникновения пожара.
К качеству авиационного топлива предъявляются более жесткие требования, чем к качеству автомобильного, тщательно контролируется. Особенно пристальное внимание уделяется контролю влажности для предупреждения образования в нем льда. При подготовке цистерн для налива авиационного топлива, необходимо скрупулезно следить за чистотой стенок цистерны.
Дизельное топливо
В отличие от бензинов, марки которых относятся только к легковоспламеняющимся жидкостям, а также мазутов и масел, виды которых относятся только к горючим жидкостям, дизельное топливо, в зависимости от назначения и сферы применения, бывает горючее и легковоспламеняющееся. Является веществом, опасным для окружающей среды.
Дизель — это прозрачная жидкость плотностью 830—860 кг/м3 с характерным запахом, имеет температуру вспышки не ниже 55 °C, устойчиво к низким температурам окружающего воздуха (зимнее и арктическое). Так как температурные показатели воспламеняемости паров над нефтепродуктом определяются обычно самыми легкими компонентами, значения t° вспышки и температурных пределов воспламенения дизельного топлива заметно снижается при появлении бензиновой примеси (например, при смешивании в процессе налива дизтоплива в цистерну, где ранее находился бензин, и подготовка которой к наливу нефтепродукта не была осуществлена надлежащим образом).
Судовое топливо
В соответствии с положениями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС 74), на морских судах, за небольшим исключением, не применяются в качестве топлива нефтепродукты температура воспламеняемости которых ниже 60 °C, являются веществами, опасными для окружающей среды. Имеют более высокое содержание парафинов, серы и других подобных составляющих.
На судах применяются следующие виды:
- Дизельное — для высокооборотистых дизелей.
- Моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей с температурой вспышки не ниже 65–85 °C и плотностью 930–970 кг/м3.
- Нефтяное топливо, предназначенное для газотурбинных установок с t° вспышки не ниже 62–65 °C и плотностью 935 кг/м3.
- Судовое маловязкое топливо с температурой воспламеняемости не ниже 62 °C и плотностью не более 890 кг/м3.
- Судовое высоковязкое топливо с температурой вспышки не ниже 65 °C и плотностью 930–1015 кг/м3;
- Мазут флотский и топочный. Мазут флотский имеет t° вспышки не ниже 80 °C (в закрытом тигле) и плотность 958 кг/м3, а топочный мазут — от 90 до 110 °C (в открытом тигле) и плотность 890—1050 кг/м3. Топочные мазуты (тяжелые печные топлива) часто применяются в качестве котельных топлив.
Мазут — тяжелые остаточные продукты отгона из нефти светлых топливных фракций (бензин, керосин, дизель). Обладает некоторыми специфическими пожароопасными свойствами.
Мазут является горючей жидкостью и имеет высокую температуру застывания, хранение и перевозку осуществляют с подогревом. Температура подогрева сильно приближена к температуре вспышки. При подогреве из тяжелых нефтепродуктов выделяются в небольших количествах легчайшие газовые фракции, которые в закрытом пространстве резервуаров создают горючие концентрации. Для снижения температуры застывания мазута добавляют легкие дизельные фракции.
Масла
Масла — это вязкие горючие жидкости, представляющие собой смеси высокомолекулярных углеводородов. Средняя плотность составляет 900 кг/м3. Нефтепродукты преимущественно являются горючими жидкостями с высокой температурой воспламеняемости — от 172 до 259 °C. Плотность минеральных масел составляет 876–950 кг/м3. С точки зрения пожароопасности масла обладают теми же свойствами, что и мазуты. Для минеральных масел реальная опасность воспламенения паров возникает при температуре в закрытой емкости свыше 100 °C. Однако эта опасность может сохраняться и при меньших температурах, если в масле присутствует топливо. На сегодняшний день выпускается широкий ассортиментный ряд масел, которые характеризуются различными свойствами. Масла, которые соответствуют показателям и нормативным критериям, установленным в подразделе 2.2.9.1.10 ДОПОГ, являются веществами, опасными для окружающей среды. В свою очередь масла, не соответствующие указанным показателям и критериям ДОПОГ, не относятся к опасным грузам при транспортировке в автомобильных цистернах, поэтому их перевозку рассматривать не будем.
Примечание. Данные о том, что масло является опасным для окружающей среды веществом, приводятся изготовителем в паспорте безопасности.
Битумы нефтяные
Нефтяные битумы — это остатки перегонки нефти, применяются для изготовления кровельных материалов и в дорожном строительстве, а также для защиты зданий от влаги и стальных конструкций от коррозии. Представляют собой твердое или высоковязкое горючее вещество черного цвета, t° вспышки битумов составляет от 210 до 300 °C. Из–за высокой вязкости и температуры застывания налив, транспортировка и слив осуществляется при высоких температурах. Температура подогрева битумов перед перевозкой обычно составляет от 160 до 200 °C. Поэтому при работе с веществом всегда должны использоваться средства индивидуальной защиты.
Жидкий нефтяной битум — это легковоспламеняющаяся или горючая жидкость с температурой воспламеняемости 50–185 °C, которую получают путем смешивания вязкого битума с разжижающими составами. Пожароопасные свойства в значительной степени определяются характеристиками разжижающего вещества — мазута, керосина, бензина, лигроина.
Жидкие нефтяные битумы также представляют опасность для окружающей среды.