Нефтепродукты — это опасный груз, поэтому конструкция цистерн должна соответствовать требованиям международных и внутренних правил. Автоцистерны для светлых сортов топлива отличаются в устройстве от битумовозов. Чтобы правильно организовать транспортировку, нужно знать устройство емкостей и вспомогательного оборудования.
Основные требования к безопасности автомобильных перевозок опасных грузов записаны в ДОПОГ — европейском соглашении, к которому присоединилась РФ и часть стран бывшего Советского Союза. В соответствии с классификатором, нефтепродукты делятся на классы опасности и группы упаковки:
- 3 класс, ГУ II — легковоспламеняющиеся виды топлива: бензин, дизель;
- 3 класс, ГУ III — смеси вязких и светлых продуктов, горючее с температурой вспышки больше 60 градусов;
- 9 класс — битум, гудрон, перевозимые разогретыми до и выше 100 градусов.
Устройство автомобильных цистерн
Цистерна состоит из корпуса с горловинами сверху и, чаще всего, сливными трубопроводами снизу.
В России корпуса красят оранжевым и наносят заметную надпись «ОГНЕОПАСНО».
Горловины оснащены различными присоединительными узлами и закрыты люками. Через них наливают нефтепродукты, отбирают пробы, проводят внутренний осмотр во время проверок емкостей. По горловинам можно посчитать, сколько у цистерны независимых секций. Чтобы безопасно добираться наверх, прикреплена лестница и мостики с ограждениями.
Трубопроводы собираются в одном месте, закрытом металлическом шкафу с дверцами. Если выходы соединены в одну трубу, значит во все секции можно заливать только один и тот же продукт. Если каждая нитка выходит в арматурный шкаф отдельно, то емкость разрешается заполнять разными нефтепродуктами.
Наполнение цистерн происходит сверху или снизу. Нижний налив лучше подходит для легковоспламеняющихся жидкостей: нет вспенивания — меньше паров, плюс слегка повышенное давление. Загрузка производится с помощью оборудования в пункте отправления, например, на нефтебазе. Сливают самотеком или насосом, установленным прямо на шасси грузовика.
Многие емкости имеют теплоизоляцию, закрытую снаружи обшивкой. Особенно это касается цистерн с подогревом для перевозки темных нефтепродуктов: мазута, битума, гудрона. Греют паром от отдельной установки, либо выхлопными газами. Вместо выходного патрубка можно сразу установить разбрызгивающее устройство для полива дороги гудроном.
Цистерны с кодами A, B, C, D — в чем отличие
Для жидкостей с разной степенью опасности в ДОПОГ заложили три уровня защиты от потери груза при повреждениях снизу:
- два последовательно установленных затвора, код A;
- три последовательно установленных затвора, код B;
- запрет нижнего слива — вообще нет нижних трубопроводов, коды C и D.
Каждый трубопровод заканчивается затвором, краном, к которому крепится «патрубок из пластичного материала» со своим запирающим устройством. Это может быть поворотный механизм или съемный: глухая пробка, фланец. Пластичный наконечник нужен для того, чтобы при ударе по самой выступающей части основной трубопровод остался целым. Такая система называется «с двумя последовательно установленными запорными устройствами». По ДОПОГ цистерны с двумя затворами кодируются буквой A.
Для изготовления патрубков и арматуры применяются материалы и покрытия, не образующие искр при ударе.
Двух затворов тоже оказалось мало: трубопровод остается заполненным жидкостью. Поэтому при повреждении снизу, например, если грузовик наехал на металлическую конструкцию, или при ДТП, есть риск, что жидкость начнет активно вытекать, и остановить это будет невозможно. Итог: цистерны с кодом A применяются только для перевозки обычного и «нефтяного» битума, то есть разведенного в светлом нефтепродукте. Такая жидкость горит, но не взрывается, а количество паров не такое, как при перевозке чистого бензина или дизельного топлива.
Для перевозки светлых нефтепродуктов цистерна должна быть оснащена тремя затворами, с кодом B. Первое запирающее устройство (донный клапан) ставят на выходе из емкости: так труба остается «сухой» и груз из емкости не теряется при повреждении трубопровода. Управляется затвор тягами или тросами дистанционно, причем повреждение привода не должно приводить к открытию клапана.
Для самых агрессивных жидкостей используют цистерны, у которых нет нижнего слива: в жидкость сверху погружают всасывающую часть насоса и забирают продукт. Причина простая: такой груз разъедает запорные устройства по ходу слива, в результате цистерна выходит из строя и начинает представлять опасность во время использования. Поэтому цистерны с кодами C и D вообще не оснащают выходными трубопроводами. Для перевозки обычных нефтепродуктов их не используют.
В емкостях с кодом C разрешается выполнять отверстия для осмотра или прочистки снизу, но в сливе и наливе они не участвуют.
Компания ADRIATA перевозит нефтепродукты и другие опасные грузы автоцистернами по РФ и зарубежью с 2014 года. Чтобы заказать перевозку или получить консультацию, звоните 8 800 775 85 62 или пишите в чат.