Перевозка опасных грузов — дело сложное не только в техническом отношении, но и в юридическом. Направление регулируют международные и национальные правовые акты, которые по отдельным вопросам противоречат друг другу. Нередко один документ только задает общие рамки регулировки специальных правоотношений, а все конкретные детали определяет другой нормативно-правовой акт. Отдельные моменты вообще находятся в компетенции участников логистической схемы.
Международная транспортная компания ADRIATA, специализирующаяся на перевозке опасных грузов, разбирается в нюансах правового обеспечения данной отрасли.
Ключевые обязанности отправителя опасных грузов
Перевозку опасных грузов по автомобильным дорогам регулирует европейское соглашение ДОПОГ. Один из ключевых разделов документа — 1.4, в частности, рубрика 1.4.2.1, в которой указаны обязанности отправителя опасного груза. К примеру, передать перевозчику корректную информацию о перевозимом веществе в надлежащем виде и формате. Более того, ключевая обязанность отправителя — идентифицировать груз как опасный или неопасный. Функция закреплена именно за отправителем и не может быть переложена на перевозчика. В чем важность такого требования?
Предположим, что грузоотправитель ввел перевозчика в заблуждение, передав для доставки опасный материал под видом неопасного. В случае, если инспектор дорожной полиции обнаружит несоответствие реального и заявленного по документам груза, вся юридическая ответственность ляжет на плечи перевозчика, потому что российское законодательство не предусматривает санкций для грузоотправителя. Для сравнения, в странах Европейского Союза ответственность наступила бы для всех участников логистической схемы: отправителя, перевозчика и даже получателя опасного груза.
Ответственность предусмотрена как административная по статье 12.21.2 Кодекса об административных правонарушениях, так и уголовная по статье 247 Уголовного кодекса. Компании-перевозчику, как юридическому лицу, может быть назначен административный штраф в размере до полумиллиона рублей. Преследование в уголовном порядке начинается только если из-за перевозки опасного груза, как неопасного, был причинен серьезный ущерб, например, погиб человек.
В российском правовом пространстве перевозчику в случае обмана со стороны отправителя остается действовать только одним законным способом. Сначала оплатить назначенный штраф, оспорить который никак не получится, а затем взыскать в порядке гражданского судопроизводства с грузоотправителя сумму штрафа, упущенной выгоды из-за простоя транспортного средства на штрафстоянке, денежного выражения других видов ущерба, судебных расходов: пошлины, оплаты услуг юриста, экспертизы.
Пример необоснованного привлечения к ответственности
Проиллюстрируем описанный порядок случаем из реальной практики известного в сфере специализированной логистики юриста, представляющего интересы клиентов в суде. Один из доверителей перевозил этиленгликоль. Инспектор ГИБДД счел вещество опасным, составил протокол и отправил машину на штрафстоянку. Юрист запросил у отправителя паспорт безопасности этиленгликоля, из 12-го пункта которого следовало, что вещество представляет опасность для водных организмов. Следовательно, на первый взгляд, инспектор ГИБДД поступил правильно.
Однако дальнейшее изучение нормативно-правовой документации показало, что этиленгликоль не является опасным грузом, и отправитель идентифицирован вещество как неопасное. Юрист обратилась к руководителю инспектора, составившего протокол, с требованием прекратить административное преследование доверителя. Начальник отдела ГИБДД согласился с доводами юриста, но предложил спустить дело на тормозах по истечению срока привлечения к административной ответственности.
Такое решение было половинчатым, доверитель фактически оставался виновным, поэтому юрист от имени клиента обратился суд. В процессе инспектор ГИБДД ссылался на межгосударственный стандарт ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка», введенный в действие 1 января 1990 года. Однако в ГОСТе этиленгликоль прямо вообще не упоминается. На вопрос судьи, с чего вообще инспектор не согласился с отправителем, определившим груз, как не представляющий опасности, инспектор не смог дать внятного пояснения.
В результате суд вынес решение в пользу истца, то есть доверителя юриста, которая затем подала гражданский иск к инспектору ГИБДД с требованием возмещения морального вреда, а также компенсации вынужденного простоя, когда транспортное средство находилось на штрафстоянке, а доверитель был лишен водительских прав и не мог законно управлять другой машиной. Второй процесс также разрешился в пользу истца, в отношение ответчика — инспектора ГИБДД дополнительно последовало дисциплинарное взыскание в виде лишения квартальной премии.
Ключевые обязанности перевозчика опасных грузов
В соответствии с пунктом 1.4.2.1 европейского соглашения ДОПОГ отправитель опасных грузов отвечает за тару и емкости, соблюдение правил упаковки и отправки материалов, в том числе предусмотренных документом ограничений. Именно отправитель должен знать, какое количество определенного взрывчатого вещества можно загружать в одну транспортную единицу.
Рубрика 1.4.2.2 ДОПОГ содержит перечень требований, предъявляемый к перевозчику опасных грузов. Транспортная компания отвечает за исправность, надлежащее оснащение и правильную эксплуатацию автомашин, используемых для доставки опасного груза от отправителя получателю. Перевозчик также обязан запросить у отправителя документацию на поставляемый материал.
Европейское соглашение ДОПОГ устанавливает планку требований, превышать которую нецелесообразно. Документ содержит минимальные параметры безопасной перевозки веществ и изделий, способных навредить человеку и окружающей среде. Соблюдение требований ДОПОГ практически гарантирует безопасность доставки, а попытка соблюдать более строгие правила экономически убыточна.
Например, углекислотный огнетушитель формально содержит опасное вещество, но может перевозиться как обычный груз. Следовательно, такое изделие необходимо транспортировать без оглядки на требования ДОПОГ, что сократит издержки на перевозку и повысит рентабельность логистической или иной компании.
Компания ADRIATA перевозит опасные грузы
Международная специализированная транспортная служба ADRIATA перевозит в соответствии с европейским соглашением ДОПОГ и техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» опасные грузы девяти, а по новой классификации 13 классов, в том числе опасные отходы. Возможна доставка радиоактивных, ядовитых, горючих, взрывчатых, едких материалов.
Основной способ перевозки опасных веществ — по автомобильным дорогам. География чаще всего ограничена Россией и другими странами СНГ. По запросу заказчика компания ADRIATA организовывает железнодорожные, внутренние водные, морские, воздушные маршруты в любую страну миру. Для заказа специализированных услуг по логистике звоните по телефону 8 800 775-85-62, пишите на электронную почту hello@adriata.ru или обращайтесь в корпоративный телеграм-чат.