Правильная упаковка — основа безопасной перевозки опасного груза автотранспортом, поэтому в европейском Соглашении о перевозке опасных грузов ADR/ДОПОГ вопросу тары уделяется большое внимание. Рассказываем, какие правила и требования нужно выполнять и где найти в тексте ДОПОГ.
Основные правила упаковывания в ДОПОГ
Чтобы правильно упаковывать опасные грузы, проводится классификация. В результате определяется номер ООН, надлежащее отгрузочное наименование и группа упаковки, в зависимости от химического состава и концентрации. В главе 4 приложения в ДОПОГ регулируется упаковка опасных веществ в:
- мелкую тару;
- контейнеры средней грузоподъемности;
- крупногабаритную тару.
Персонал, который осуществляет упаковывание и загрузку опасных веществ, должен проходить обучение и руководствоваться правилами. Правила упаковки выглядят так:
- в перечне опасных грузов напротив каждой позиции указано, по какой инструкции упаковывать;
- в инструкциях по упаковке отдельно для каждого вида тары указывается, что разрешено применять в качестве внутренней, промежуточной и наружной тары;
- разрешается использование одиночной тары в пределах ограниченного объема;
- группа упаковки влияет на предельное количество опасного груза в упаковке в литрах или килограммах, некоторые варианты не разрешаются для веществ I группы упаковки;
- наружная или одиночная тара применяется только разрешенных типов, то есть только если данное изделие сертифицировано по требованиям ООН, о чем выполняется специальная маркировка в виде букв U и N в круге и в зашифрованном виде указывается информация о разрешенном применении, давлении, нагрузке, группе упаковки веществ, для которых тара предназначена.
Что еще важно учесть при упаковывании
Есть набор правил, какие вещества нельзя упаковывать вместе с другими, например, в одну коробку. При разработке запретов учитывали возможную химическую реакцию, если повредятся внутренние упаковки при падении или ударе. Это не то же, что правила совместной загрузки: там речь идет о погрузке внутрь кузова или одного контейнера упаковок с веществами разных классов.
Запрет на совместную упаковку касается и помещения опасного груза в одну наружную упаковку вместе с неопасным. Например, внутри большого ящика помещают флаконы с опасным химическим веществом, которое способно вызвать возгорание или выделение тепла при попадании на другой неопасный материал. То же касается, если в результате реакции есть риск выделения токсичных, воспламеняющихся, удушающих или окисляющих газов. Это как положить в одну сумку бутылку уксуса и пачку соды: если смешаются, выделится большое количество углекислого газа. Есть риск, что, открыв тару, персонал пострадает.
Большинство проблем во время перевозки опасных жидкостей связаны с недостаточно прочными стенками внутренней тары, например, из стекла или хрупкой пластмассы и ненадежными пробками. Так как внутренняя тара не сертифицируется, есть риск, что отправитель сэкономит на надежности. Поэтому целесообразно внутрь наружной тары — того самого ящика — укладывать на дно поддон для сбора пролитой жидкости и заполнять пустоты впитывающим материалом. При перевозке стекла каждый флакон, склянка отделяется надежной перегородкой и мягким, инертным материалом — выглядит, как кассета с яйцами или ящик для ювелирных изделий.
Поврежденную тару перевозят внутри специального комплекта — аварийной тары, на которой выполнена соответствующая надпись. Перед перевозкой грузовое место не перебирают, то есть оставляют поврежденную внутреннюю тару внутри наружной, не открывая. Все операции производятся в специальных условиях обученным персоналом, но никак не в дороге и не на складе, где случился разлив или рассыпание.
Что делать, если перевозится прибор, механизм, агрегат или узел, внутри которого, предположительно есть остатки опасного химического вещества? Если груз возможно надежно упаковать, как жидкость или порошок в свободном виде, то применяется сертифицированный комплект крупногабаритной тары. Иначе на перевозку придется запрашивать разрешение компетентного органа.
Радиоактивные и инфекционные материалы перевозятся только в специальных комплектах, сертифицированных конкретно для классов 7 и 6.2 соответственно. Перевозчик, принимая груз, обязан проверить правильность применяемой упаковки. Нарушение требований наказывается по КоАП, и доказать, что виноват, например, отправитель, сложно. Клиенты часто обращаются с просьбой определить, подходит ли упаковка и как правильно упаковать опасный груз. Советы актуальны для мультимодальной перевозки, когда груз доставляется в аэропорт автотранспортом, далее самолетом либо в порт и грузится на судно.
Транспортная компания ADRIATA перевозит опасные грузы с 2014 года автомобильным, воздушным, морским и железнодорожным транспортом. Анализируем задачу клиента, определяем правильность упаковки и организовываем перевозку в соответствии с теми правилами, которые применяются на данном виде транспорта. Это позволяет доставлять от двери до двери опасные вещества 1–9 класса по России, СНГ и в дальнее зарубежье. Чтобы узнать стоимость или заказать перевозку опасного груза, пишите в чат на сайте или звоните: 8 (800) 775–85–62.