Транзитные перевозки минеральных удобрений «Беларуськалий» через РФ в 2022 году выросли в 76 раз г/г и продолжили рост в 1 квартале 2023. Причиной послужили санкции США, ЕС и Литвы в частности.
ОАО «Беларуськалий» производит 1/5 мирового объема калийных удобрений, продажи идут через ОАО «Белорусская калийная компания». В 2019 году запущено производство нитрата калия с китайской компанией Migao Corporation Limited. Удобрения при транспортировке считаются грузом 5 класса опасности, так как способны усиливать горение.
С 1.02.2022 правительство Литвы аннулировало договор о железнодорожном транзите до незамерзающего порта Клайпеды, с мощностью до 16 млн. тонн сыпучих грузов в год, из которых 11 млн. т было зарезервировано белорусам. Крупнейшие страны–покупатели — Бразилия, Китай, Индия и Индонезия, получают товар по морю.
За 2022 год по железной дороге РФ перевезли 3,54 млн. тонн, а уже в январе–марте 2023 — 2,13 млн.т, в том числе 823 тыс. т до Санкт–Петербурга, 361 — Новороссийска и 346 — до погранперехода с Казахстаном на станции Канисай в Оренбургской области. Учитывая критическую перегруженность логистических узлов, на уровне первых лиц РФ и РБ обсуждалась возможность строительства нового порта в Мурманской или Ленинградской области.
Нехватка перевалочных мощностей сказалась на экспорте российских удобрений. Парадоксально, но ж/д тарифы на транзит белорусских контейнеров ниже, чем на экспорт из РФ для российских компаний. В результате экспорт сократился на 15% по весу, добыча KCl на 32% и производство минудобрений в РФ — на 11%. И это с учетом роста производства азотных и фосфорных марок. Проблема в том, что внутри РФ потребление хлористого калия минимально, а внешний рынок пришлось поделить с братской республикой.