Химические соединения, содержащие азот, относятся к опасным грузам классов 1, 2, 5.1 или 9. Основная угроза — способность выделять кислород при нагревании, что усиливает горение в очаге. Популярная у фермеров аммиачная селитра способна взрываться, особенно если впитает воду из воздуха. Вероятность нарушения условий хранения и несанкционированного доступа повышается в мягких контейнерах грузоподъемностью 1–3 т.
Крайне нежелательно попадание в нитрат аммония углеводородов, например, солярки. Такая смесь становится взрывоопасной. Портовая инфраструктура в разных странах уже неоднократно разрушалась случайными взрывами хранилищ с аммиачной селитрой.
Безопасность перевозки достигается за счет применения прочной герметичной тары, например, мешка из плотного полиэтилена в стальном или пластиковом барабане. Кроме того, при выдаче сертификатов качества учитывается концентрация, влажность и содержание горючих веществ, по которому присваиваются номер ООН и группа упаковки, то есть степень представляемой опасности:
- 0222 АММОНИЯ НИТРАТ — в относительно чистом виде считается веществом класса 1 «Взрывчатые», группы 1.1D;
- 1043 УДОБРЕНИЯ АММИАЧНОГО РАСТВОР, содержащий свободный аммиак, относится к классу 2 «Газы», так как представляет опасность удушья, соответствующую знаку 2.2;
- 1942 АММОНИЯ НИТРАТ, содержащий не более 0,2 % горючих веществ — класс 5.1 «Окисляющие вещества», ГУ III;
- 2067 УДОБРЕНИЕ НА ОСНОВЕ АММОНИЯ НИТРАТА — 5.1, ГУ III;
- 2071 УДОБРЕНИЕ НА ОСНОВЕ АММОНИЯ НИТРАТА — 9 класс «Прочие», код М11 — вещества, не соответствующие другим классам;
- 2426 АММОНИЯ НИТРАТ ЖИДКИЙ, горячий концентрированный раствор концентрации более 80 %, но не более 93 % — 5.1;
- 3375 АММОНИЯ НИТРАТА ЭМУЛЬСИЯ, или СУСПЕНЗИЯ, или ГЕЛЬ, промежуточное сырье для бризантных взрывчатых веществ жидкое — 5.1, ГУ II.
Из–за опасности в марте 2023 года Правительство РФ в лице Минтранса запретило провозить аммиачную селитру и другие азотосодержащие удобрения в мягких или универсальных контейнерах морскими судами под Крымским мостом.
В августе 2023 года бизнес–омбудсмен Борис Титов обратился к Минтрансу с просьбой снять запрет. Дело в том, что ограничение мешает экспорту российских удобрений и даже безопасных субстанций. Чтобы прийти к компромиссу с правоохранительными органами, предложили затаривать удобрения прямо в таможенной зоне портов и даже доставлять химикаты к терминалу в сопровождении сотрудников транспортной безопасности. Строить хранилища в портах пока запрещено.
Минтранс дал положительное заключение на инициативу. Дело в том, что погрузочные мощности порта Новороссийск перегружены, как и железная дорога. К тому же запрета на провоз, например, топлива или СУГ нет, хотя взрыв способен нанести гораздо большие разрушения.