Для уменьшения риска происшествий с легковоспламеняющимися жидкостями, требуется выполнять меры предосторожности. Это контроль уровня налива, заземление, эффективные приемы для избавления от статического заряда. Рассказываем, как вести себя при возгорании, методы борьбы со статикой и почему важно контролировать наполнение автоцистерны.
Если случился пожар
Если при сливе или наливе возникло возгорание, действия персонала отличаются в зависимости от ситуации:
- прекратить налив и подать сигнал через пожарную кнопку или привлечь внимание криком;
- если загорелась собственная автоцистерна, водитель не должен начинать тушить, как можно быстрее покинуть опасную зону;
- если есть возможность, безопасно отсоединить шланги и трубы;
- если горит стоящий рядом автомобиль, необходимо попытаться отогнать свой на безопасное расстояние, не загораживая при этом проезд для пожарных;
- если пламя охватило наливное устройство, в приоритете стоит жизнь сотрудников, при возможности, нужно безопасно отсоединить коммуникации и отогнать транспорт.
Во всех ситуациях необходимо в первую очередь подать сигнал тревоги через устройство или голосом, чтобы на объекте как можно раньше начались спасательные мероприятия. Персонал, задействованный в тушении, начинает операции, остальные удаляются от очага на безопасное расстояние.
Действия команды зависят от того, оснащена ли станция или база автоматическими установками пожаротушения и охлаждения. При въезде на территорию, водителю проводят инструктаж, так чтобы обозначить расположение извещателей и пусковых устройств автоматических систем, а также эвакуационных путей для транспорта и людей.
Как снизить риск накопления статического заряда
Чтобы пары нефтепродуктов воспламенились, достаточно искры статического заряда. Поэтому безопасность зависит от принятых мер, предотвращающих накопление электричества.
Статика образуется при трении жидкости в стальных трубах из–за низкой электропроводности. Самая опасная ситуация — начальный этап налива сверху. Разряд происходит с выступающих внутрь емкости металлических деталей: наливной трубы, метрштока, термометра, датчика уровня.
Самый эффективный способ предотвратить проблемы — заземление. Котел присоединяется к контуру наливного устройства, что резко снижает вероятность искры, но не полностью. Рекомендуется использовать дополнительные приемы:
загрузочная труба должна касаться дна;
наполнять на минимальной скорости, чтобы уменьшить турбулентность;
отслеживать попадание в сосуд посторонних предметов, на которых концентрируется заряд;
перед погружением или извлечением оборудования давать технологическую паузу.
Смешивание разного топлива в неочищенной емкости способно привести к взаимному поглощению паров, что грозит взрывоопасной концентрацией в паровой части цистерны. Перевозка пустых сосудов производится с закрытыми горловинами, иначе при подмешивании воздуха создается рискованное соотношение паров.
Уровни наполнения
Ради безопасности от разрыва сосуды никогда не наполняют полностью. В ДОПОГ приводятся формулы расчета максимального наполнения исходя из физических параметров жидкости. При этом для многих веществ процент установлен в отдельных указаниях. В РФ действует положение о максимальном наполнении емкостей до 95%. Этот показатель сообщается водителю при наливе. В других странах существуют свои нормы.
Количество жидкости влияет и на то, насколько интенсивно среда перемешивается во время движения. Излишний плеск приводит к накоплению статического заряда, поэтому в цистернах устанавливают неполные переборки — волнорезы. Если вместимость более 7,5 м3, а перегородок нет, следует наливать либо более 80% объема, либо оставлять менее 20%. Промежуточные значения опасны.
Если плотность нефтепродуктов больше 1, то есть 1000 килограмм на метр кубический, есть риск заполнить больший вес, чем грузоподъемность транспортного средства. Это связано с вместимостью, которая рассчитывается по воде, то есть с плотностью 1. Таким образом, придется ограничить уровень наполнения, рассчитав вес по формуле: грузоподъемность в тоннах поделить на плотность, например:
30 : 1,015 = 29,557 м3
К сожалению, эта формула работает при температуре 20°С, для других значений действуют переводные коэффициенты. В современных станциях и нефтебазах расчеты производятся в программе, к тому же за уровнем наполнения следит автоматика. Когда процесс контролируют люди, часто случается перелив. Излишки необходимо слить в специальную емкость или подать обратно в систему. Поверхности придется очистить от следов нефтепродуктов, с дорожного покрытия остатки собираются адсорбентом.
ADRIATA с 2014 перевозит опасные грузы автомобильным транспортом. Среди дополнительных услуг помощь в оформлении накладных, упаковка, сопровождение, погрузка и хранение. Организовываем перевозки сборного груза, мультимодальные доставки до двери по России, странам ближнего и дальнего зарубежья. Если есть вопросы или готовы оставить заявку, звоните по номеру: 8 800 775 85 62 или пишите в чат на сайте.