Перевозки опасных грузов автомобильным транспортом создают риск чрезвычайного происшествия при выполнении рейса. Зная опасные свойства перевозимых веществ, экипаж обязан выполнить правильную последовательность действий, которые минимизируют ущерб и риск того, что события пойдут по тяжелому сценарию.
Рассказываем, какие инциденты возникают и как развиваются, чем отличаются планы ликвидации последствий и как водителям, экспедитору не пострадать самим и уберечь случайных людей от опасности.
Какие ситуации считаются аварийными
У каждого события есть спусковой механизм — происшествие, которое запускает цепочку нежелательных событий. В случае с опасными веществами в кузове грузовика, инициирует аварию:
- повреждение тары, сосуда, емкости при погрузке, перевозке, разгрузке или ДТП;
- открытое пламя или резкий нагрев из-за горения рядом с грузом;
- неисправность холодильной установки, если перевозимое соединение требует поддержания температуры;
- спонтанная химическая реакция, с нагревом, хлопками, выделением дыма.
Развитие аварии выражается в:
- пожаре;
- взрыве;
- выделении токсичных, вредных для окружающей среды веществ;
- разбрасывании, разбрызгивании едких, опасных химикатов;
- переохлаждении из-за резкого выхода газа;
- вытеснении воздуха из закрытого кузова при выбросе газа из баллонов.
Экстренные мероприятия — последовательность действий
Планы ликвидации различаются в зависимости от ситуации:
- автомобиль не двигался, люди не пострадали, причина и развитие событий очевидны для персонала — попытаться ликвидировать последствия, если развивается пожар — вызвать спасателей, при угрозе взрыва — укрыться;
- случилось ДТП, характер повреждений неясен — обездвижить автомобиль, определить наличие пострадавших, установить, повреждены ли средства удержания груза;
- во время движения водитель заметил необычный звук, запах, дым из грузового отделения — увести транспортное средство дальше от дороги, остановиться, найти укрытие, действовать по обстановке;
- автомобиль внезапно оказался в опасной зоне: ландшафтный пожар, столкновение других участников движения — попытаться покинуть место происшествия, если огонь подбирается к автомобилю с опасными грузами — участвовать в ликвидации.
Письменные инструкции, которые выдаются экипажу перед рейсом, содержат первоочередные действия при чрезвычайной ситуации:
- затормозить, зафиксировать автомобиль, так как если грузовик или прицеп покатятся, масштаб аварии увеличится, есть риск еще одного ДТП, опрокидывания;
- выключить двигатель, учитывая, что при работе мотора запитана электропроводка, топливная и масляная система находятся под повышенным давлением, из глушителя выделяется горячий газ, возможно, искры;
- главным выключателем отсоединить аккумуляторную батарею.
На этом этапе, если развивается пожар в грузовом отделении или есть пострадавшие, необходимо вызвать экстренные службы. Если горит моторный отсек и нет системы автоматического пожаротушения, или возгорание в деталях шасси, то экипаж предпринимает попытки самостоятельно справиться с огнем.
Если обстановка не угрожает жизни и здоровью экипажа, далее осуществляются шаги по ликвидации:
- если вызвали спасателей, вытащить и приготовить документы — информация поможет спланировать правильные действия;
- надеть очки, перчатки, респираторы — по необходимости;
- попытаться остановить утечку безопасными методами, не наступая в лужи или рассыпанные химикаты, не вдыхая пары, дым;
- оградить место выброса, использовать штатные приспособления: ловушки, заграждения, набросать адсорбента или песка, создать земляной валик для направления потока жидкости с дороги в безопасное место, но не в канализационную систему или открытый водоем;
- при наличии нейтрализатора — применить рекомендованным способом;
- снять загрязненную одежду, поместить в аварийный контейнер или мешок;
- отмыть кожные покровы специальной жидкостью, при попадании в глаза промыть.
Запрещено тушить возгорание в кузове, грузовом отсеке силами экипажа.
Как избежать вреда здоровью водителя и окружающих
Если создалась реальная угроза опасного воздействия, дальнейшие шаги зависят от класса опасности вещества:
- 1 — укрыться;
- 2.1, 2.2, 3 — найти укрытие, избегая низких мест;
- 2.3, 6.1 — надеть маску, противогаз, затем укрыться;
- 4.3 — накрыть продукт и держать сухим;
- 5.1, 5.2 — постараться оградить вещество от контакта с горючими и легковоспламеняющимися твердыми материалами или жидкостями;
- 7 — уменьшить время воздействия радиации.
Если водитель, напарник покидают кабину на дороге, необходимо надеть световозвращающую или яркую спецодежду, жилеты, и попытаться обозначит место происшествия знаками, в некоторых странах полосатыми конусами или желтыми фонарями.
При аварии в общественном месте экипаж всеми возможными методами убеждает людей покинуть небезопасную зону и не приближаться.
Если в фургоне произошел выброс газа, даже не опасного, то есть риск, что воздух был вытеснен, поэтому перед входом внутрь необходимо проветрить объем грузового отсека, чтобы избежать удушья.
Перевозки опасных материалов, изделий всегда несут риск, поэтому транспортные компании оснащают автомобили спасательными средствами, обучают водителей, тщательно контролируют упаковку еще до начала транспортировки.
С 2014 года ADRIATA безопасно перевозит взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся газы и жидкости, едкие и ядовитые химические соединения автотранспортом, организовывает доставку по железной дороге, самолетами, кораблями, оказывает сопутствующие услуги. Чтобы заказать перевозку или задать вопрос, пишите в чат или звоните: 8 800 775 85 62.