Некоторые вещества во время перевозки способны нанести вред природе, людям, значительно повредить имущество и дорожную инфраструктуру.
Рассказываем в деталях, какие факторы приводят к инцидентам и чем угрожают в ходе транспортировки опасных грузов.
Что относится к ОГ и какие опасности возникают
Россия присоединилась к ADR/ДОПОГ: европейскому договору о перевозках опасных грузов, поэтому значительная часть положений действует и на территории РФ и при международных перевозках в других странах-участницах. Все отличные требования для РФ и Таможенного союза являются более строгими, то есть не нарушают ADR. По соглашению, разработанному на основании рекомендаций ООН, химические соединения, субстанции и биологические материалы несут опасности, за счет способности:
- взорваться, загореться или усиливать горение;
- отравить людей и животных, при проглатывании или вдыхании;
- разъедать кожу и материалы при попадании на поверхность;
- вытеснять воздух из замкнутого помещения, кузова автомобиля;
- резко понижать температуру при выбросе из баллона;
- поражать организмы инфекцией, паразитами;
- облучать радиацией;
- нанести вред растениям, почве, водной среде;
- причинять ожоги за счет высокой температуры.
Таким образом, опасные вещества это:
- взрывчатка, пиротехника, боеприпасы и исходные компоненты;
- газы с особыми химическими и физическими свойствами;
- легковоспламеняющиеся жидкости;
- твердые вещества, способные загореться от трения, искры, попадания воды, воздуха;
- химикаты, выделяющие кислород, токсичные, едкие газы, вредные для окружающей среды;
- биологические материалы, образцы, отходы;
- радиоактивные субстанции, изделия;
- материалы при повышенной температуре;
- соединения, выделяющие вредную пыль, диоксины;
- литиевые батареи;
- генетически измененные микроорганизмы и организмы.
Например, нефть и продукты ее перегонки представляют угрозу для окружающей среды, горят, образуют взрывоопасную смесь с воздухом и выделить токсичный для человека газ. Если произойдет утечка из цистерны, возможен пожар, взрыв, отравление обслуживающего персонала парами, при длительном воздействии возможен канцерогенный эффект. Перегрев содержимого способен увеличить давление и повредить арматуру. При попадании жидкости в почву или воду происходит значительное загрязнение.
Неприятности возникают в момент погрузки, в ходе транспортировки и при разгрузке. Аварии происходят из-за:
- повреждения упаковок, емкостей, сосудов, при котором происходит просыпание, утечка, выброс содержимого, смешивание веществ из разных упаковок, контакт соединений с воздухом;
- ударного воздействия на упаковки или изделия, например, при ДТП;
- нагрева груза из-за возгорания поблизости, прямых солнечных лучей, реакции с выходом тепла или поломки холодильного оборудования;
- попадания искр на упаковки, если рядом сварочные работы, неисправное электрооборудование, выхлоп соседнего автомобиля;
- неожиданной химической реакции вещества с материалом тары, с воздухом, водой, например, от дождя или поливальной машины;
- хищения груза или угона транспортного средства.
Нештатная ситуация приводит к риску:
- взрыва;
- разбрасывания искр или горячей субстанции;
- выброса удушающего, токсичного газообразного вещества;
- переохлаждения в зоне выхода газов;
- открытого горения;
- попадания коррозионных или горючих веществ на кожу, в дыхательные пути, на предметы вокруг;
- загрязнения дорожного покрытия, водоемов, почвы.
Похищенный груз злоумышленники могут использовать не только для обогащения, но и чтобы устроить техногенную катастрофу.
Как безопасно организовать перевозку
Для предотвращения опасностей транспортировка организуется по принципам:
- каждое вещество, изделие, идентифицируется, присваивается класс опасности, группа упаковки, наиболее критические субстанции запрещены к доставке наливом, навалом, в крупных контейнерах или вообще не допускаются к автоперевозке;
- требования к таре и упаковке описаны в специальных инструкциях;
- на лиц и компании возлагаются обязанности, за нарушение которых предусмотрена ответственность;
- действует система сертификации тары, сосудов, транспорта.
Для снижения рисков проблемные вещества перевозятся в специально созданных условиях:
- в конструктивно пригодных цистернах специально дооборудованными автомобилями, по согласованным маршрутам;
- в крупной таре, сосудах, емкостях;
- в мелкой упаковке, включающей несколько уровней тары: внутреннюю, промежуточную, наружную;
- с соблюдением температурного режима, избегая попадания солнечных лучей, воды, источников искр, тепла, не допуская ударов;
- маршрут продумывается так, чтобы безопасно заправить автомобиль топливом или хладагентом;
- транспортные средства и упаковки маркируются знаками опасности;
- водители и другой персонал проходят специальное обучение;
- на борту транспорта доступен набор спасательного инвентаря, средств защиты экипажа и нейтрализации перевозимого вещества.
Какие технические меры принимаются для безопасности перевозки?
Даже если разрешается транспортировка в открытом кузове, целесообразно использовать тент или закрытый фургон. Чтобы сберечь внутреннюю тару, рекомендуется применять мягкие промежуточные упаковочные материалы и надежную наружную упаковку.
Пакеты в кузове фиксируются удерживающими устройствами, ремнями, распорками, перегородками. При перевозке габаритных упаковок, баллонов, средних контейнеров используется рациональная схема загрузки и фиксаторы, скобы, ячейки, короба, сберегающие от опрокидывания при резком торможении, повороте, ударе сзади или сбоку.
Автомобиль с цистерной рекомендуется оснастить дополнительной защитой от удара сзади и сбоку мощными бамперами и балками. Усиливающие элементы применяются вокруг горловин для защиты арматуры от повреждения при опрокидывании. Вокруг колес устраивают огнезащитные перегородки, которые отводят пламя в сторону, если шина загорится во время движения.
На арматуру баллонов, цистерн, сосудов надеваются защитные противоударные колпаки. Герметичные емкости, в которых есть риск резкого повышения давления, оснащаются аварийными клапанами.
Огнетушители размещаются в местах, к которым возможен быстрый доступ. Под рукой должны быть и остальные приспособления: дренажные ловушки, лопата, адсорбент, нейтрализатор, аварийная тара. В моторном отсеке лучше установить систему автоматического пожаротушения.
Видеокамеры в грузовом отсеке помогают восстановить ход событий при незаконном вмешательстве и раньше заметить нештатную ситуацию. Закрытые грузовые отсеки оснащаются вентиляцией, если это не запрещено, с учетом свойств химикатов.
Если выявляется, что компания нарушает правила перевозки опасных грузов, возникает риск штрафов, задержания транспорта и приостановления лицензий. Если не хватает опыта в логистике, рекомендуется воспользоваться услугами консультанта по опасным грузам или специализированного перевозчика.
ADRIATA с 2014 года перевозит автотранспортом по РФ и за рубежом опасные химические соединения, легковоспламеняющиеся жидкости, газы, нефтепродукты от двери до двери. Чтобы задать вопрос или заказать услуги, пишите в чат или звоните: 8 800 775 85 62.