Чтобы не нарушить никаких правил при транспортировке опасных грузов, главное — правильно идентифицировать входящие в состав вещества. Такая задача возникает, если нет паспорта безопасности или документация на непереводимом языке. Проблемные продукты содержаться не только в чистом виде, но входят в состав изделий, а также как остатки на загрязненной таре.
Рассказываем, как правильно идентифицировать соединения, определять класс и на что это влияет.
Классификация веществ
В мире действует согласованная классификация и маркировка химических веществ от ООН GHS, или СГС. Разработаны критерии, как определить к какому разряду опасности относятся химикаты, маркировочные знаки, сигнальные слова и меры предосторожности. Для того, чтобы адаптировать СГС к перевозкам, в ООН разработаны «Рекомендации» и «Типовые правила», затем для каждого вида транспорта был выпущен отдельный сборник, который регулярно обновляется.
Например, для автомобильного транспорта в Европе это ADR, в русском переводе ДОПОГ — дорожная перевозка опасных грузов. В основном классификация ДОПОГ совпадает с Рекомендациями, с некоторыми особенностями:
- класс 2 не делится на 2.1, 2.2, 2.3;
- нет единых 4, 5, 6, только 4.1, 4.2, 4.3, 5.1, 5.2, 6.1, 6.2;
- загрязнители моря не выделены в подкласс, а относятся к 9 кл. группы М6, М7.
Специфика ADR в том, что для безопасной перевозки взрывчатых, воспламеняющихся, окисляющих и едких субстанций в цистернах необходим специально оборудованный автотранспорт, с категорией, подтвержденной компетентными органами. Соответственно, «категорийных» самолетов, кораблей и вагонов не существует и не требуется.
Также в отдельный раздел вынесена перевозка в автоцистернах, при этом самолетов–цистерн не бывает, а транспортировка наливных и навалочных грузов морскими судами подчиняется отдельным кодексам. В остальном сборники правил очень похожи. Главное, что совпадает: класс опасности един для транспортировки по рельсам, дороге, воде, воздуху.
Есть ситуации, когда грузоотправитель или перевозчик имеет основания считать, что вещества в составе груза или внутри изделий должны перевозиться по особым правилам, но документального подтверждения в наличии нет. В этом случае необходимо хотя бы предварительно определить возможный класс опасности. Если попытаться перевозить опасные материалы как обычный груз, особенно через границу, партию товара имеют право не просто задержать и поместить на склад до окончания разбирательств, но и уничтожить, причем за счет грузоотправителя.
Как определить класс опасности
Главное правило: любые умозаключения основываются на документах, причем от производителя. Учитывая, что товары поступают не только из стран, строго придерживающихся глобальной системы СГС, возникает задача определить возможный класс, чтобы правильно сформулировать запрос на сертификаты.
Для биологических материалов подходят варианты:
- 4.2 — жмых, пух, хлопок и тому подобные сыпучее, сухое сырье;
- 6.2 — инфекционные вещества: различные материалы, в том числе, отходы, о которых известно, что они содержат патогены, то есть вирусы, бактерии, паразитов и прочее, что способно привести к заболеванию людей или животных;
- 9 М8 — генетически измененные микроорганизмы и организмы;
- 9 М11 — органические субстанции, например, мука из определенных растений, признанные опасными по каким–либо критериям.
Классификация химических соединений частично связана с агрегатным состоянием:
- все газы относятся к классу 2;
- легковоспламеняющиеся жидкости — 3;
- воспламеняющиеся твердые вещества — 4.1.
Понятие легкой воспламеняемости означает, что при кратковременном контакте с источником зажигания произойдет возгорание паров, поверхности или всего объема горючей субстанции.
Остальные классы не привязаны к жидкому, твердому, газообразному состоянию, а основаны на главной опасности:
- 1: способность взрываться объемом с выбросом газов или горячих частиц: взрывчатка, пиротехника, боеприпасы, химические соединения, которые вследствие удара, нагревания или детонации — мгновенно реагируют с выделением тепла и давления с такими параметрами, что это повреждает окружающие предметы;
- 4.2: самовозгорание, например, при трении, контакте с воздухом, водой;
- 4.3: выделение опасных газов при контакте с водой;
- 5.1: выделение кислорода при разложении, что усиливает горение других материалов;
- 5.2: органические пероксиды;
- 6.1: если известно, что при попадании внутрь, на кожу или при вдыхании вещество способно вызвать не просто проблемы со здоровьем, но и смерть;
- 8: соединения, разъедающие кожу и предметы при попадании, в том числе, газов, паров.
- 7 — радиоактивные материалы – если наблюдается излучение или в составе присутствуют потенциально радиоактивные элементы.
- 9 включает различные «прочие» вещества:
- выделяющие опасную для дыхания пыль, пары, диоксины;
- вещества–загрязнители моря, окружающей среды;
- материалы с высокой температурой, например, битум;
- литиевые батареи вне приборов;
- спасательные средства, такие как подушки безопасности с пиропатроном.
Надежнее всего идентифицировать вещества в составе по признанному химическому или техническому наименованию, концентрации, физическим свойствам и искать соответствующие правила перевозки в справочнике опасных грузов по каждому виду транспорта. Номера ООН и надлежащие отгрузочные наименования одинаковы во всех сборниках правил, это облегчает мультимодальные перевозки.
Основной же документ — паспорт или паспорт безопасности, в котором обязательно присутствует транспортный раздел. В таблице указаны класс, подкласс, классифицирующие коды групп, разрешение или запрет транспортировки тем или иным видом транспорта. Для авиаперевозки опасного груза паспорт безопасности предоставляется в оригинале от производителя или от компетентного органа.
В сложных случаях есть смысл обратиться за консультацией к специалисту по опасным грузам или непосредственно в компанию–перевозчик. Возможно для конкретной ситуации найдется эффективное и экономичное решение.
Компания ADRIATA с 2014 года доставляет опасные грузы 1–9 классов по России, Европе и Азии. Автотранспорт и подготовка водителей отвечают международным требованиям. Отправляем сборные грузы, работаем попутно догрузом. Чтобы задать вопрос или заказать грузоперевозку, звоните по номеру: 8 800 775 85 62 или пишите в чат на сайте.