Детонаторы считаются изделиями, содержащими взрывчатые вещества. Поэтому перевозка осуществляется по правилам для опасных грузов. Необходимо правильно выбрать номер ООН и определить класс, правильно упаковать, маркировать упаковки, выделить автомобиль со специальной категорией, управлять которым разрешается при наличии свидетельства ДОПОГ. В статье ответы на популярные вопросы, таже объясняем разницу между категориями EX/II и III, что такое подкласс и группа совместимости взрывчатых веществ.
Как регулируется оборот детонаторов
Взрывчатка промышленного назначения, например, для горных работ, не относится к боеприпасам. Поэтому полиция и Росгвардия не контролируют перемещение детонаторов. Дело в том, что обращение с промышленной взрывчаткой — это лицензируемая деятельность, и из–за любых нарушений у предприятия возникнут трудности. Поэтому компании ведут строгий учет, устанавливают свои правила и соблюдают отраслевые рекомендации.
Детонаторы для боеприпасов уже считаются компонентом оружия, поэтому на перевозку требуется разрешение Росгвардии. Транспортировкой занимаются специализированные организации. Оборот оружия и боеприпасов регулируется федеральным законом и утвержденными правилами.
Транспортировка детонаторов подпадает под соглашение о перевозках опасных грузов ДОПОГ. Взрывчатые вещества подклассов 1.1–1.3 и позиции 0267, 0255, 0361, 0365, 0366, 0455, 0456, 0500 считаются грузами повышенной опасности. Перевозка осуществляется по спецразрешению, выдаваемому Ространснадзором, в котором оговорен маршрут, указаны сроки, период транспортировки, конкретный автомобиль, ссылка на консультанта по опасным грузам, который разрабатывал схему.
Классификация, номер ООН детонаторов в Перечне
Позиции справочника с одинаковыми наименованиями различаются подклассом и группой совместимости:
- 0029 ДЕТОНАТОРЫ НЕЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ для взрывных работ 1.1B
- 0267 ДЕТОНАТОРЫ НЕЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ для взрывных работ 1.4B
- 0455 ДЕТОНАТОРЫ НЕЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ для взрывных работ 1.4S
- 0030 ДЕТОНАТОРЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ для взрывных работ 1.1B
- 0255 ДЕТОНАТОРЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ для взрывных работ 1.4B
- 0456 ДЕТОНАТОРЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ для взрывных работ 1.4S
- 0042 ДЕТОНАТОРЫ ВТОРИЧНЫЕ без первичного детонатора 1.1D
- 0283 ДЕТОНАТОРЫ ВТОРИЧНЫЕ без первичного детонатора 1.2D
- 0225 ДЕТОНАТОРЫ ВТОРИЧНЫЕ С ПЕРВИЧНЫМ ДЕТОНАТОРОМ 1.1B
- 0268 ДЕТОНАТОРЫ ВТОРИЧНЫЕ С ПЕРВИЧНЫМ ДЕТОНАТОРОМ 1.2B
- 0360 СБОРКИ ДЕТОНАТОРОВ НЕЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ для взрывных работ 1.1B
- 0361 СБОРКИ ДЕТОНАТОРОВ НЕЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ для взрывных работ 1.4B
- 0500 СБОРКИ ДЕТОНАТОРОВ НЕЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ для взрывных работ 1.4S
- 0073 ДЕТОНАТОРЫ ДЛЯ БОЕПРИПАСОВ 1.1B
- 0364 ДЕТОНАТОРЫ ДЛЯ БОЕПРИПАСОВ 1.2B
- 0365 ДЕТОНАТОРЫ ДЛЯ БОЕПРИПАСОВ 1.4B
- 0366 ДЕТОНАТОРЫ ДЛЯ БОЕПРИПАСОВ 1.4S
Подклассы связаны с основной опасностью, которую представляет взрывчатое вещество в составе изделия:
- 1.1 угроза взрыва массой, то есть всем объемом;
- 1.2 опасность разбрасывания, без детонации массой;
- 1.4 незначительная опасность, не выходит за пределы единичной упаковки, без выброса осколков.
Группа совместимости показывает конкретную начинку изделия:
- B — содержит первичное взрывчатое вещество, но не имеет двух и более предохранительных устройств;
- D — вторичное детонирующее вещество без средств инициирования, либо с двумя и более предохранительными устройствами;
- S — вещество или изделие, специально разработанные и особым образом упакованные, чтобы даже случайное инициирование не мешало тушить возгорание и не перекидывалось на соседние упаковки.
Детонаторы, в основном, включаются в группу B из–за того, что не имеют эффективного предохранителя и способны сработать при случайном воздействии.
Требования к упаковке, автомобилю и водителю
Детонаторы упаковываются по инструкциям P131, 132, 133. Разрешается использовать в качестве внутренней тары:
- бумажные и полимерные мешки;
- емкости из картона, металла, пластмассы, дерева.
Промежуточная тара не требуется. В качестве наружной допускаются ящики и барабаны из разрешенных материалов.
В инструкции P133, назначенной для детонаторов к боеприпасам, в качестве внутренней тары разрешаются картонные, пластмассовые и деревянные лотки, в этом случае необходимо использовать промежуточную тару: емкости и только в качестве наружной — ящики.
Главное, что упаковка должна обеспечивать сохранность взрывчатки в изделиях от случайного повреждения во время перевозки и погрузочно–разгрузочных работ. Кроме того, упаковки должны выдерживать штабелирование. Внутрь объема тары не должны проникать гвозди или другие выступающие или заостренные детали. Контакт между металлическими поверхностями не допускается, используются прокладки.
В соответствии с ДОПОГ перевозка взрывчатых веществ осуществляется транспортом категории EX/II или III, которая влияет на объем взрывчатого вещества на одной машине:
Количество на одном ТС, кг Подкласс |
EX/II | ЕХ/III |
---|---|---|
1.1, кроме 1.1А | 1 000 | 16 000 |
1.2 | 3 000 | 16 000 |
1.3 | 5 000 | 16 000 |
1.4 | 15 000 | 16 000 |
1.4S | не ограничивается | не ограничивается |
Если перевозится смешанный груз, то ограничение устанавливается по наиболее опасному подклассу/группе, в последовательности: 1.1, 1.5, 1.2, 1.3, 1.6, 1.4, при этом 1.4S не учитываются в подсчетах. Не имеет значения, в одном контейнере или в отдельных транспортируются детонаторы разных типов.
Автомобили категории EX должны иметь модернизированное электрооборудование, в части кабелей, защиты, расположения аккумуляторов, предохранителей. Также устанавливается АБС и система замедления при отказе тормозов. Отличие категории EX/III:
- устанавливается главный выключатель аккумуляторной батареи с дистанционным управлением из кабины, защищенным кожухом от случайного нажатия по принципу рычагов в кабине самолета;
- провода, которые остаются под напряжением даже после отключения главного выключателя, должны иметь защиту от перегрева при замыканиях с помощью устройств типа предохранителей, автоматов, барьеров.
В остальном требования совпадают.
Упаковки маркируются знаками опасности. Для подклассов 1.1–1.3 применяется «Взрывающееся ядро на оранжевом ромбе» с цифрами и буквами внизу:
- номером подкласса;
- группа совместимости;
- цифра 1.
Для 1.4 установлен знак «1.4» на оранжевом фоне с буквой группы совместимости снизу.
Аналогичные знаки размещаются в виде информационного табло сзади и по бокам автомобиля. Дополнительно, спереди и сзади размещаются пустые оранжевые прямоугольники 300 на 400 мм.
Водитель транспортного средства, перевозящего детонаторы, должен иметь свидетельство об обучении по базовому курсу перевозки опасных грузов и дополнительному по транспортировке взрывчатых веществ по ДОПОГ. В ходе транспортировки запрещено отклоняться от согласованного маршрута, останавливаться в непредусмотренных местах, заправляться на обычных заправках, курить, вскрывать упаковки. Запрещается оставлять автомобиль без наблюдения.
Транспортная компания ADRIATA перевозит опасные вещества с 1 по 9 класс с 2014 года. Доставка сборного и генерального груза по России, СНГ, странам Европы и Азии от двери до двери. Возможна срочная транспортировка. Гарантия соблюдения российских и международных правил.
Цена перевозки детонаторов зависит от:
- условий транспортировки конкретной позиции, подкласса, группы совместимости;
- маршрута, расстояния;
- срочности заказа;
- веса брутто;
- фактической упаковки и документов;
- потребности в дополнительных услугах.
Чтобы проконсультироваться или заказать грузоперевозку, звоните по номеру: 8 800 775 85 62 или пишите в чат на сайте.