Перевозка лакокрасочных материалов отличается тем, что в ряде случаев это опасный груз, подпадающий под ДОПОГ, а в других ситуациях — практически обычный. Отличия в химических свойствах перевозимой краски, использованной таре и общем количестве на единицу транспорта.
Рассказываем как перевозятся лакокрасочные материалы по правилам и есть ли случаи, когда ЛКМ считаются обычным грузом.
Номер ООН и класс опасности красок
Составы, придающие поверхности цвет и защитные свойства, например от коррозии, ультрафиолетового излучения, поражения грибком, основная функция которых — декоративная, называют красками. Если придание цвета — это побочный эффект, то материал принято называть «состав», «жидкость для», «огнебиозащита», «антикор» и так далее. Промежуточный вариант — лак, у которого декоративная функция только придавать поверхности глянец, блеск, сглаживать неровности, а основная функция — водоотталкивающие свойства и износостойкость обрабатываемой поверхности.
ЛКМ состоят из:
- пигментов — твердых или вязких компонентов придающих цвет;
- вспомогательных веществ, например, для адгезии, прочности, пленкообразующие;
- разбавителей — агентов, которые разжижают смесь до рабочей вязкости, не вступая в реакцию с другими соединениями;
- растворителей — ингредиентов, в которых пигмент химически растворяется.
Понятие «эмаль» означает, что пигмент и растворитель образуют раствор, тогда как в краске присутствует взвесь твердого порошка в нейтральной жидкости. В народе любые красящие составы называют красками. Чтобы не путаться, в логистике и товароведении всю группу позиций называют «лакокрасочные материалы», ЛКМ.
Опасные свойства красящим и защитным составам придают растворители и разбавители на основе легковоспламеняющихся жидкостей, типа ацетона, керосина, скипидара, которые образуют над поверхностью взрывоопасные пары. В промышленных ЛКМ для окрашивания, например, подземной части металлоконструкций, морских судов, промышленных емкостей, присутствуют компоненты, придающие едкие свойства.
По рекомендациям ООН ЛКМ перевозятся под номерами:
- 1210 КРАСКА ТИПОГРАФСКАЯ 3 класса, код F1, группы упаковки I,II или III;
- 1263 КРАСКА (включая лак, эмаль, краситель, шеллак, олифу, политуру), МАТЕРИАЛ ЛАКОКРАСОЧНЫЙ (включая разбавитель, растворитель) 3, F1, I,II,III;
- 3066 КРАСКА (включая лак, эмаль, краситель, шеллак, олифу, политуру), МАТЕРИАЛ ЛАКОКРАСОЧНЫЙ (включая разбавитель, растворитель) класса 8 код С9 ГУII,III;
- 3469 КРАСКА ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩАЯСЯ КОРРОЗИОННАЯ 3 FC I,II,III;
- 3470 КРАСКА КОРРОЗИОННАЯ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩАЯСЯ 8 CF1 II.
Если у ЛКМ ядовитые свойства, то перевозят под номером ООН из паспорта безопасности MSDS как груз класса 6.1. Примеры:
- 1602 КРАСИТЕЛЬ ЖИДКИЙ ТОКСИЧНЫЙ, Н.У.К.
- 3381 ТОКСИЧНАЯ ПРИ ВДЫХАНИИ ЖИДКОСТЬ
- 3383 то же ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩАЯСЯ
Когда перевозка красок не считается транспортировкой опасного груза
В первую очередь, необходимо изучить паспорт безопасности на продукцию или MSDS. Речь идет не о титульном листе, который обычно в многочисленных копиях передают поставщики, а о том самом приложении в 16 разделах, на которое сделана ссылка в графе «характеристики опасности». Раздел 14 как раз содержит требуемую информацию. Если в пункте 14.1 указано «не регулируется» или «не применимо», то перевозить разрешается как обычный груз. Если раздел заполнен четырехзначным номером, то перевозка автотранспортом регулируется соглашением ADR/ДОПОГ.
В ДОПОГ заложены ситуации, когда даже опасное вещество разрешается перевозить, не выполняя ряд пунктов, но это не значит «как стандартный груз». Формулировка «разрешается перевозить до 1000 литров как обычно» не соответствует действительности.
В первую очередь, освобождения связаны с количеством на одной машине. В колонке 15 таблицы 3.2 ДОПОГ присутствует номер транспортной категории:
- 1210 — 3;
- 1263 1, 2, 3 в зависимости от давления паров при 50°С и группы упаковки;
- 3066 2,3 для ГУ II и III.
Освобожденное количество по транспортной категории:
- 1 — 20 литров;
- 2 — 333 л;
- 3 — 1000.
Перевозя такой объем, разрешается не выполнять разделы:
- 1.10 положения по безопасности ;
- 5.3 необязательно крепить большие знаки опасности;
- 5.4.3 о наличии «письменных инструкций»;
- 7.2. положения о перевозке в упаковках;
- CV1 в 7.5.11 о запрете разгрузки в людных местах и застроенных районах;
- Часть 8 — требования к экипажу, транспортным средствам и документации (кроме 8.1.2.1, 8.1.4.2–5, 8.2.3, 8.3.3–5, 8.4, S1(3)(6), S2(1), S4–5, S14–21, S24 в 8.5)
- Часть 9 — требования к конструкции ТС.
Получается, все равно, даже при перевозке 1000 литров необходимо иметь:
- транспортный документ с указанием номера ООН и ссылкой на пункт 1.1.3.6;
- паспорта всех членов экипажа;
- огнетушители;
- подтверждение обучения водителя, запись об инструктаже в удостоверении, если не было курсов ДОПОГ.
Выполнять:
- запрет вскрывать упаковки, использовать незащищенные от искрообразования фонари и курить вблизи машины;
- пункты о наблюдении за ТС во время стоянок.
Упаковка в ограниченных количествах
Для номеров 1210 ГУ II, III и 1263 ограниченным количеством считается до 5 литров. Если упаковывать вместе банки, ведерки до 5л общим весом брутто до 30 кг, разрешается перевозка и более 1000 или 333 литров по ДОПОГ как опасного груза, с некоторыми послаблениями. При этом необходимо:
- обозначить автомобиль знаками «белый ромб с черными полями сверху и снизу»;
- выполнить требования к упаковкам, обязательно наличие внутренней и наружной тары, например банка плюс ящик, при необходимости с промежуточной прокладкой;
- автомобиль конструктивно должен быть пригодным, на борту иметь комплект аварийно–спасательного инвентаря и средств индивидуальной защиты;
- в транспортной накладной записывать название и номер по требованиям ООН;
- соблюдать запрет на проезд тоннелей.
Перевозка в мелкой фасовке
Если расфасовать лакокрасочные материалы в небольшую тару, разрешается перевозить до 1000 упаковок, выполняя положения:
- 1.3 — все задействованные работники — водитель, грузчики — должны быть обучены приемам работы с опасными веществами;
- требований к упаковке в разделах 4.1.1.1–2, 4.1.1.4, 4.1.1.6 ДОПОГ;
- часть 2 — как классифицировать и, самое главное, какую назначать группу упаковки.
В Перечне установлены категории:
- UN 1263 E2, для ГУ I — Е3;
- UN 3066 для ГУ II Е2, III — Е1.
Это означает следующее количество в миллилитрах на внутреннюю тару и на наружную:
- E1 — 30/1000;
- E2 — 30/500;
- E3 — 30/300.
Простым языком, это означает, что для группы E1 разрешается грузить 1000 упаковок, в каждой из которых не более 33 штук флакончиков по 30 мл. Общий объем составит 1000 литров, но это не означает, что разрешается перевозить 1000 л в банках по 1–3 кг — такой вариант описан в предыдущем пункте.
При этом на упаковках наносится маркировка — знак белый квадрат с прерывистой границей и символ, напоминающий букву E, вписанную в круг.
При превышении описанных выше ограничений придется организовывать перевозку по полным правилам ДОПОГ. Прежде всего, это означает, применять тару утвержденного ООН типа, отправлять водителя со свидетельством об обучении по ДОПОГ, маркировать автомобиль знаками опасности и соблюдать дорожные указатели для таких автомобилей.
Если есть сомнения, лучше проконсультироваться у консультанта по опасным грузам или в транспортной компании. ADRIATA перевозит опасные вещества с 1 по 9 класс по России, СНГ, странам Европы и Азии с 2014 года. Соблюдаем российские и международные правила. Организовываем перевозку сборного груза от двери до двери. Чтобы уточнить детали, получить расчет или заказать грузоперевозку, звоните по номеру: 8 800 775 85 62 или пишите в чат на сайте.