Перевозка опасных грузов по железной дороге в РФ и странах СНГ регламентируется «Правилами перевозок ОГ по железным дорогам», выполнять которые обязаны грузоотправители, грузополучатели и перевозчик. Отправляют и принимают грузы предприятия, погрузкой занимается либо станция, либо грузоотправитель. Разгружает вагоны и контейнеры станция или грузополучатель.
Рассказываем особенности перевозки и формирования составов с опасными веществами, а также как производится погрузка, разгрузка опасных грузов на жд транспорте.
Особенности перевозки опасных грузов на ЖД транспорте
Вещества или изделия с химическими соединениями, названные в Алфавитном указателе, или обладающие схожими свойствами, считаются опасными грузами при перевозке. Если отправляют в таре, на железной дороге различают отправку:
- повагонную — груз полностью занимает объем одного вагона;
- в контейнерах — груз занимает пространство целого контейнера;
- мелкую — груза недостаточно чтобы заполнить вагон или контейнер.
Особенность жд перевозок в том, что ряд позиций разрешается перевозить только повагонными или контейнерными отправками для безопасности погрузки и разгрузки.
Если напротив номера ООН есть ссылка на стандартную аварийную карточку, то в железнодорожной накладной указывается соответствующий номер. В противном случае грузоотправитель разрабатывает нестандартную аварийную карточку и прикладывает к документам на груз. Перевозки, погрузка и разгрузка в отношении опасных грузов требуют лицензирования.
Как формируется состав
Перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом производятся в подходящих и технически исправных вагонах. На каждом указывается информация о грузах, для транспортирования которых подвижной состав предназначен. Нельзя отправлять вагон, если просрочена проверка или осталось менее 15 дней.
Грузоотправитель наносит номер ООН, надлежащее отгрузочное наименование и знаки опасности. Если надписи и символы нечетко видны, железная дорога не примет вагон.
При формировании состава учитываются нормы прикрытия. Это количество вагонов, которые используются для создания безопасного расстояния до подвижного состава с опасными грузами. Нормы прикрытия записываются в виде последовательности цифр: 3/1–0–3–1:
- 1 числитель: количество вагонов прикрытия от паровоза на твердом топливе;
- 1 знаменатель: от локомотива, кроме паровоза;
- 2 от хвоста при подталкивании сзади;
- 3 от вагонов с людьми, например, охраной, если перевозятся совместно;
- 4 от локомотива при маневрах.
В качестве прикрытия используется подвижной состав с неопасными грузами или порожние, кроме пустых платформ и загруженных длинномерными грузами. В правилах основной акцент сделан на безопасности перевозки взрывчатых материалов. Основной риск при транспортировке — возгорание или искры в системе тормозов.
Поэтому проводится техническое освидетельстование порожнего подвижного состава, погрузка осуществляется в течение суток после этого.
Как проводится погрузка
Погрузка на жд транспорте производится на территории станции или на путях грузоотправителя. Выбираются места необщего пользования, тупики, запасные ветки. Перед погрузкой следует убедиться в исправности вагона или платформы и в соответствии типа подвижного состава классу перевозимых веществ. Для этого борта отмывают от загрязнений. Внутри удаляют любые остатки предыдущих грузов, особенно нефтепродукты и органику типа опилок.
Если опасные вещества требуют поддержания температуры, учитывается сезон и климат по ходу следования. В зависимости от этого грузят в изотермические вагоны или рефрижераторы. Для некоторых опасных веществ недопустимо не только повышение температуры, но и замораживание.
Перед погрузкой ответственные лица обязаны лично, путем осмотра, убедиться в исправности и пригодности тары. При обнаружении повреждения или утечки в ходе погрузки вся партия подлежит разгрузке и возвращается отправителю.
Отправления в картонных коробках принимаются повагонно. При совместной погрузке в один вагон или контейнер выполняются запреты из Приложения № 4 к Правилам.
При размещении грузовых мест следует применять рациональную схему и использовать вспомогательное оборудование:
- доски в качестве прокладок между стальными баллонами, емкостями, сосудами, барабанами;
- полки, перегородки, ячейки;
- фиксирующие приспособления, такие как крепежные ремни, зажимы, бруски, резиновые кольца.
Рекомендуется фиксировать каждое место не менее чем двумя приспособлениями, на разной высоте, оставляя проходы требуемой ширины.
Жидкости в стеклянной таре составляют в деревянные, металлические или полимерные ящики с наполнителем. Сосуды с особо опасными жидкостями составляют в один ярус пробками вверх. Чтобы оперативно перелить опасную жидкость из поврежденной тары, обеспечивается 1% запас пустых емкостей. Баллоны укладываются колпаками в одну сторону.
Конкретные методы крепления грузовых мест разрабатывает грузоотправитель, руководствуясь технической документацией. Персонал должен знать требования аварийной карточки и применять необходимые средства индивидуальной защиты органов дыхания, зрения и кожи.
По окончании погрузки на борта наносятся надписи, знаки опасности, трафареты.
Как проводится разгрузка
Выгружают в специально отведенных местах, соблюдая правила:
- Запрещается медлить с выгрузкой опасных грузов или оставлять на путях в местах общего пользования.
- После выгрузки производится очистка, нейтрализация, дезинфекция.
- В специализированном вагоне разрешается отправлять обратно порожнюю тару из под этого же вещества.
- Если очистка, дезактивация не проводились, то считается, что вагон загружен тем же грузом, что и полный. В этом случае не удаляются надписи и знаки опасности с бортов после разгрузки.
Компания ADRIATA с 2014 года перевозит опасные вещества 1–9 класса автомобильным транспортом. Отправляем по железной дороге, по морю и по воздуху. Работаем в России, СНГ и странах Европы и Азии. Чтобы проконсультироваться или заказать грузоперевозку, звоните по номеру: +7 (800) 775–85–62 или пишите в чат на сайте.