Перевозки морским транспортом — это удобный и популярный способ доставки товаров между странами и континентами, в том числе для опасных грузов. Достаточно упаковать товары в морской контейнер в соответствии с инструкциями, подготовить пакет документов и доставить в порт автомобильным или железнодорожным транспортом.
Перевозка наливных и навалочных грузов регулируется отдельными правилами, а в этой статье рассказываем о транспортировке в упаковках и контейнерах.
Какими правилами нужно руководствоваться?
Для морских грузоперевозок действуют международные правила, разработанные на основе рекомендаций международных организаций: СОЛАС — в области защиты человеческих жизней и МарПол — в сфере охраны моря от загрязнения. Правила морской перевозки опасных грузов собраны в международный кодекс МК МПОГ. В СНГ в ходу другая версия документа — МОПОГ, положения которого выполняются не только на международных рейсах но и внутри страны и в портах. В целом, эти своды правил повторяют друг друга.
Сборник издается на языках ООН и в переводах, в свободном доступе текст не публикуется. Как и другие соглашения на разных видах транспорта, морские правила основаны на принципах безопасности перевозок ООН:
- вещества идентифицируются по номерам и делятся на классы;
- для каждого наименования разработаны инструкции по упаковке и рекомендации по перевозке, погрузке;
- пакеты, отсеки и суда маркируются знаками опасности;
- есть особенности в заполнении и составе перевозочных документов.
В сравнении с соглашением ДОПОГ, на море важным является отнесение вещества к загрязнителям моря, есть специальный знак «зачеркнутая рыба в белом треугольнике», хотя и не выделенный в отдельный класс опасности, но в Кодексе выделена целая глава.
Согласно МК МПОГ:
- товары с разными опасными свойствами распределяются по отсекам;
- взрывчатые материалы помещаются в специально оборудованные отсеки;
- грузы, выделяющие газы, транспортируют в вентилируемых пространствах;
- грузовые отсеки оборудуются автоматической установкой пожаротушения;
- свойства груза и специальные условия перевозки подтверждаются документально.
Кроме того в Российской Федерации действует Кодекс торгового мореплавания, устанавливающий правила владения и эксплуатации морских судов и ответственность за ущерб и загрязнение, требования к подготовке экипажей и документации.
Так, по статье 151, если грузоотправитель предъявил к перевозке опасные вещества под неправильным наименованием и груз стал представлять опасность во время плавания, команда вправе уничтожить такие товары без возмещения убытков и стоимости фрахта.
Требования к упаковке и таре
Для перевозки морским транспортом применяется надлежащая тара. Разновидности упаковочных комплектов и материалов описаны в рекомендациях ООН:
- легкие металлические ведра;
- барабаны;
- канистры;
- ящики;
- мешки;
- емкости и бэги средней грузоподъемности;
- крупные контейнеры.
Упаковочные изделия изготавливается из стали, алюминия, дерева, фанеры, древесных материалов.
В качестве внутренней тары используются бутылки, флаконы, пузырьки, коробки, пакеты из стекла, металла, пластмассы, картона, бумаги, ткани. Инструкции по упаковке подразумевают, что вещество контактирует с внутренним материалом или мелкой тарой, помещенной в более крупную, с применением промежуточных средств, защищающих от ударов, протечек: мягкие наполнители, прокладки, впитывающие салфетки, перегородки, ячейки.
Наружная тара при необходимости собирается в более крупную единицу и дополнительно упаковывается. Такие пакеты разрешается загружать в контейнер или грузить как есть.
По международным требованиям упаковочные средства проходят утверждение типа, то есть на каждой упаковочной единице нанесен шифр из цифр и букв в соответствии со справочником, который содержит информацию о типе и грузоподъемности. Исключение составляет внутренняя, то есть самая мелкая, контактирующая с опасной субстанцией и прокладочные материалы.
Особенность транспортировки опасных веществ по морю в том, что товары часто упакованы в 4–5 уровней тары. При это каждая упаковка маркируется:
- знаками опасности классов: основным и хотя бы одним дополнительным, при наличии;
- номером ООН и наименованием;
- техническим названием: химическим, биологическим;
- манипуляционными знаками «Верх»;
- дополнительными табличками с надписями.
Маркировка наносится таким способом, чтобы знак не смывался при постоянном контакте с морской водой в течение 3 месяцев.
Особое внимание уделяется исправности и соответствию конструкции контейнеров, сосудов для газов и емкостей для жидкостей. Пригодность подтверждается оригинальными сертификатами, содержащими сведения об освидетельствовании.
Тара должна быть достаточно прочной, чтобы выдерживать нагрузки во время такелажных работ и плавания и не допускать утерю содержимого. Герметично должны быть закрыты единицы с:
- веществами, выделяющими воспламеняющиеся, токсичные, едкие пары;
- разбавленной взрывчаткой;
- субстанциями, опасно реагирующими с воздухом.
Для выходя неопасных газов предусматриваются дыхательные приспособления. На борт не принимаются упаковки, контейнеры, пакеты с повреждениями или просроченным испытанием.
Перевозку неупакованных изделий или материалов в альтернативной таре требуется дополнительно согласовывать в компетентном органе. При загрузке контейнера ответственное лицо составляет максимально подробную опись содержимого, включая типы тары, способы укладки и фиксации. Принято производить видеозапись загрузки для претензионной работы.
Необходимые документы
Документы на опасный груз в целом составляются как на стандартный, с некоторыми особенностями. Согласно Кодексу, предоставляются:
- транспортный документ, накладная международного образца;
- сертификат, подтверждающий, что вещества или изделия надлежащим образом упакованы и разрешены к перевозке морем;
- свидетельство о загрузке контейнера;
- схема укладки;
- аварийная карта, лист безопасности.
Кроме того, составляют:
- декларацию, коносамент;
- акт описи груза;
- документ, подтверждающий прибытие корабля в порт;
- договор о передаче груза принимающей стороне;
- договор об аренде судна.
Документы должны быть на одном из официальных языков ООН: английском, немецком или французском. Перечень товаров составляется так, чтобы опасные позиции шли в начале, а обычные — ниже по тексту, допускается выделение цветом. Документы находятся у капитана судна, предъявляются по требованию сотрудников портов и таможни.
В деле морских перевозок нужны серьезные знания правил, в противном случае лучше поручить загрузку контейнера и доставку в порт специализированной компании. Как вариант, обратиться к консультанту. Еще до покупки товара следует позаботиться о предоставлении подтверждающих документов в оригинальном виде.
Компания ADRIATA перевозит легковоспламеняющиеся и токсичные химикаты, нефтепродукты автомобильным транспортом, организовывает доставку самолетами, кораблями и вагонами в РФ, странах Европы и Азии. Чтобы заказать услуги или проконсультирваться, звоните по номеру: 8 800 775 85 62 или пишите в чат на сайте.