Для перевозки, погрузки, разгрузки опасных грузов на железной дороге действуют отдельные правила и условия, в том числе для жидкостей, перевозимых наливом в цистернах. Это «Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах–цистернах…», «Устав железнодорожного транспорта РФ», правила пожарной безопасности и технической эксплуатации.
Необходимые документы
В соответствии с правилами на железной дороге обязательным транспортным документом является жд–накладная с отметками. Опасные грузы прямо перечисляются в «Алфавитном указателе». Классификация опасных грузов основывается на подходе ООН, общем для всех видов транспорта.
Кроме накладной, используются следующие документы:
- аварийная карточка, которая содержит указания на опасности, представляемые грузом, и меры по ликвидации нештатных ситуаций;
- сертификат или паспорт качества в оригинале;
- свидетельство о техническом состоянии цистерны;
- разрешение на погрузку и перевозку опасного груза в цистерне, не предназначенной для этого;
- ходатайство о транспортировании неизвестного груза.
При большом количестве вагонов передают не менее 5 экземпляров документов о качестве, поскольку отцепленные вагоны должны иметь оригинал сертификата.
Если грузоотправитель искажает информацию или отметки об опасном грузе в транспортной накладной, за счет чего стоимость доставки становится меньше, перевозчик предъявляет штраф в размере пятикратной платы за жд–перевозку плюс прямые убытки из–за данной ситуации.
Налив и слив жидкостей
Для погрузки и разгрузки наливных грузов нужны условия: специально оборудованных мест необщего пользования. Необходимо следовать следующим правилам:
- если производится налив светлых нефтепродуктов: бензина, керосина, авиационного или дизельного топлива, то обязательно использовать все меры безопасности, чтобы исключить образование пены и статического заряда;
- нельзя наливать жидкость с температурой больше 100 °С, если нет специального сливного устройства, причем для битума ограничение составляет 150 °С;
- наливать следует полную жд цистерну, до расчетного уровня, рассчитываемого по специальной формуле;
- вес жидкости не должен превышать грузоподъемность;
- неполную цистерну разрешается перевозить, если часть жидкости была утрачена в результате неисправности или если нефтепродукты доставляются перевозчиком в филиалы для собственных нужд;
- после налива необходимо герметично закрыть крышки, проверив прокладки, ограждения;
- применяются запорно–пломбировочные устройства;
- загрязнения с поверхности следует удалить до сдачи вагона.
После выгрузки, слива жидкости:
- очистить от остатков и грязи, на поверхности цистерны и рамы должны проявиться знаки и надписи;
- если внутреннюю поверхность очистили и пропарили, то знаки опасности следует снять или удалить, иначе — сохранить;
- убедиться, что прокладки на месте, и закрыть арматуру, люки, клапаны.
Правила формирования состава с опасными жидкостями
Перевозки наливных грузов железнодорожным транспортом производятся в подходящих и технически исправных специализированных цистернах. На каждом вагоне наносится информация о грузах, для транспортирования которых подвижной состав предназначен. Нельзя отправлять цистерну, если до окончания срока проверки осталось меньше 30 суток.
Котлы цистерн окрашивают в светло–серый, желтый, серый цвет в зависимости от вещества. Грузоотправитель наносит номер ООН, отгрузочное наименование и изображения знаков опасности. Если надписи и символы нечетко видны, железная дорога не примет жд вагон. В целости должны быть арматура, тормоза, ограждения.
При формировании состава учитываются нормы прикрытия. Это количество вагонов, которые используются для создания безопасного расстояния до цистерны. Нормы прикрытия записываются в виде последовательности цифр: 3/1–0–3–1:
- 1 числитель: количество вагонов прикрытия от паровоза на твердом топливе;
- 1 знаменатель: от локомотива, кроме паровоза;
- 2 от хвоста при подталкивании сзади;
- 3 от вагонов с людьми, если перевозятся совместно;
- 4 от локомотива при подаче.
В качестве прикрытия используются вагоны с неопасными грузами или порожние, кроме пустых платформ и загруженных длинномерными грузами. Определенные вещества, по классификации в указателе, должны сопровождаться проводниками или охраной.
Действия при обнаружении утечки или неисправности оборудования
Если опасные вещества вытекают из цистерны, немедленно принимаются меры к обеспечению сохранности наливного груза, безопасности людей и окружающей среды. Порядок действий описан в правилах каждой станции. В большинстве случаев требуется перекачать жидкость в другую емкость. Порядок действий по ликвидации, нейтрализации угрозы и оказанию первой помощи описан в аварийной карточке.
Вагон, непригодный к дальнейшему перемещению, после выгрузки помещают на выделенный путь. Если с цистерной следовала охрана, персонал разделяется, чтобы кто–то остался с неисправной транспортной единицей. Если такой человек всего один, от состава отцепляют полностью группу, которая транспортируется совместно.
Обязательная мера безопасности — промывка неисправного котла и контроль, куда сливается промывная вода. Охрана не снимается до конца процесса. Ремонтные работы производятся на месте, при этом запрещено ремонтировать котел.
Компания ADRIATA перевозит опасные грузы с 2014 года. Доставляем вещества 1–9 класса автомобильным транспортом, отправляем по железной дороге, по морю и по воздуху. Работаем в России и странах Европы и Азии. Чтобы проконсультироваться или заказать грузоперевозку, звоните по номеру: +7 (800) 775–85–62 или пишите в чат на сайте.