Для правильной транспортировки опасного вещества необходимо выполнять соответствующие законы и нормативные акты. В России действует европейское соглашение о дорожных перевозках опасных грузов ADR/ДОПОГ и несколько релевантных законов. В отдельных странах также существует национальное законодательство, при этом если государство участвует в ДОПОГ или другом соглашении, то считает международные нормы достаточными при трансграничной транспортировке.
В авиации и на море во всем мире действуют одинаковые положения, так как корабли и самолеты относительно свободны в перемещениях. Наземные виды транспорта привязаны к континенту и чаще всего затрагивают соседние, граничащие страны. То же касается и водного транспорта.
Рассказываем о регулировании перевозки опасных грузов (ОГ) различными видами транспорта в РФ и странах мира.
Какие международные сборники правил действуют
В авиации особенности транспортировки особенных веществ зафиксированы в общих инструкциях организации ИКАО и вынесены в отдельный сборник IATA DGR. ИАТА — ассоциация компаний, выполняющих воздушные грузоперевозки. Основной документ — «Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху», Doc 9284 AN/905. Классификация веществ и опасностей основана на единых рекомендациях ООН, как и на других видах транспорта.
В морских грузоперевозках используется несколько релевантных сборников:
- Международный кодекс морской перевозки опасных грузов;
- Конвенция о предотвращении загрязнения моря МАРПОЛ;
- Международная конвенция об охране человеческой жизни СОЛАС;
- Отдельные пакеты требований по наливным, навалочным грузам, сжиженным газам.
На внутреннем водном транспорте руководствуются европейским соглашением ADN/ВОПОГ.
Что касается наземного транспорта, то транспортировка регулируется некоторым количеством двусторонних и многосторонних соглашений. РФ находится в пространстве между Азией и Европой, при этом имеет свою стандартную колею путей. С соседними странами подписаны договора:
- СМГС — соглашение о международном грузовом сообщении в странах-участницах, куда входят: Азербайджан, Албания, Беларусь, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Грузия, Афганистан, Иран, Казахстан, Китай, Северная Корея, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Монголия, Польша, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Словакия, Чехия;
- КОТИФ — Конвенция о международных перевозках по железной дороге;
- RID — европейское соглашение, приложение к КОТИФ, посвященное опасным грузам.
Внутрироссийский сборник “Правила перевозок ОГ по железным дорогам” в целом, также, основан на “Оранжевой книге” ООН и типовых рекомендациях и правилах, немного адаптированных под действительность РФ и СНГ. Таким образом, при доставке товаров, например, из Китая в Европу через РФ, до границы с европейскими странами действует СМГС, в РФ — “Правила”, после границы — только RID.
В странах, не присоединившихся официально к международным соглашениям, устанавливаются национальные законы. Например, в Китае статьи, так или иначе посвященные обращению с вредными веществами, распределены по сборникам гражданского, уголовного права, законодательства в сфере дорожного движения, охраны труда, коммерческого и экономического сектора.
В США существует документ The Hazardous Materials Regulations, то есть “Правила вредящих материалов”. Если вчитаться, текст более или менее точно копирует рекомендации Организации Объединенных Наций, те же 9 классов, номера ООН, 3 группы упаковки. Для США вообще редкость — наличие федерального закона, так как в большинстве штатов веками действуют весьма отличающиеся друг от друга своды законодательства.
Таким образом, для общего понимания требований к международной грузоперевозке категорийных веществ достаточно изучить свод для любого вида транспорта или рекомендации и типовые правила ООН.
Какие законы действуют внутри РФ
В целом, автодорожная перевозка подчиняется ПДД. Есть несколько знаков, запрещающих или предписывающих направление движение, а также табличка, которая позволяет ввести специальные условия движения для автомобилей с опасными веществами или, конкретно, с легковоспламеняющимися и взрывчатыми. Перед тоннелями устанавливается табличка с указанием категории и маршрут объезда.
В Правилах дорожного движения записано, что на территории РФ действует соглашение ДОПОГ. В “Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом” также зафиксировано, что следует руководствоваться европейским договором.
Требования к конструкции на территории России и Таможенного союза сформулированы в Техническом регламенте ТР ТС 018/2011, но для получения специальной категории EX, AT, FL все равно нужно выполнять требования ДОПОГ.
Получение спецразрешения в случаях, предусмотренных соглашением, проводится по “Порядку выдачи специального разрешения”, утвержденному приказом Минтранса. В ряде других законов о дорожной деятельности и перевозках перекрестно делаются ссылки либо на ДОПОГ, либо на ПДД.
Ответственность за нарушения в области дорожного движения, связанные с ОГ, предусматривается Кодексом об административных правонарушениях, ст. 12.21.2. В ряде случаев организации вправе вменить нарушение экологического законодательства, например, закона об обращении с отходами.
Наконец, компания, на балансе которой два и более транспортных средств, предназначенных для ОГ, считается категорийным объектом и подлежит регулированию по ФЗ “О транспортной безопасности”. Касательно обращения и транспортировки легковоспламеняющихся жидкостей, газов в баллонах и некоторых других веществах действуют отраслевые инструкции. “Правила перевозки опасных грузов”, ПОГАТ, утратили силу, несмотря на появление в поисковой выдаче.
В сомнительных случаях полезно проконсультироваться у специалиста по опасным грузам или обратиться в компанию-перевозчик. Для конкретной ситуации подбирается оптимальное решение.
Транспортная компания ADRIATA с 2014 года доставляет вещества 1–9 классов по России, Европе и Азии по международным требованиям. Организовываем мультимодальные маршруты, доставку сборного груза от двери до двери. Чтобы узнать подробности или оставить заявку на грузоперевозку, звоните по номеру: 8 800 775 85 62 или пишите в чат на сайте.