Воздушный транспорт позволяет быстро доставлять грузы на большие расстояния, но требуется соблюдать строгие правила авиаперевозки. В рекомендациях ООН перечислены проблемные вещества и критерии, по которым рассматриваются сложные случаи.
Правила воздушной перевозки опасных грузов запрещают транспортировать на одном воздушном судне несовместимые по свойствам вещества. Следует отделять друг от друга субстанции, способные вызвать горение, выделение тепла, образование коррозионной жидкости или паров, неустойчивых соединений. Несовместимые материалы запрещено располагать так, чтобы произошло взаимодействие в нормальном режиме или при утечке, с учетом их маркировки в зависимости от классификации. Сегрегация — это запрет размещать рядом вещества классов:
- 3 и 5.1;
- 4.2 и 5.1;
- 4.3 и 8;
- любой с классом 1 кроме подкласса 1.4 группы совместимости S.
Для взрывчатых веществ есть отдельные правилам, и таблица сегрегации. На пассажирских судах разрешается авиаперевозка взрывчатых только 1.4S, на грузовых 1.3 C, G, 1.4 B, C, D, E, G, S. Из этого списка запрещается грузить рядом 1.4B со всеми остальными, кроме такого же 1.4B и 1.4S, который разрешается загружать с любыми другими. Минимальное расстояние между пакетами 2 метра.
Правила подготовки персонала и судна
Сотрудники, в чьи обязанности входит обращение с опасными грузами в авиации, должны быть обучены и аттестованы по программам, утвержденным компетентными органами в области авиации. Курсы подготовки включают:
- общий курс;
- специализированную программу;
- обучение в области безопасности: изучение видов опасности, методов безопасной обработки, порядка действий в аварийной ситуации.
Должностные инструкции постоянно пересматриваются и приводятся в соответствие с документами авиационных организаций ИКАО и ИАТА. При подготовке к рейсу, если на борту судна погружены опасные вещества, командиру передают документы и информируют об этом как можно раньше, но не позднее начала движения на собственной тяге.
При загрузке судна обеспечивается надежная фиксация упаковок. Если выявляются повреждения, грузовое место безопасно снимается с борта. Знаки опасности должны быть видны, иначе необходимо нанести новые на видное место. О происшествиях обязательно сообщают в ответственные службы, которые изучают, что произошло и почему, и предпринимают профилактические меры.
Как правильно маркировать и упаковывать груз для перевозки на самолете?
Вещества в зависимости от химических и физических свойств делятся на 9 классов, на подклассы и группы, которые уточняют характер опасности. Эта классификация основана на рекомендациях ООН. Одно из главных правил — маркировка опасных грузов, соответствующая классификации, на транспортных пакетах или отдельных упаковках. На две противоположные стороны упаковочного комплекта наносятся:
- знак главной опасности с цифрой, указывающей на класс;
- знаки других опасностей без цифр;
- номер ООН и надлежащее отгрузочное наименование на английском, немецком или французском языке;
- в определенных случаях дополнительная информация: группа совместимости взрывчатки, технические наименования, уровень радиации, предупреждающие надписи.
Если упаковка с проблемным веществом помещается внутрь пакета, в котором содержатся и стандартные товары, то наносится дополнительная маркировка. Очень важно, чтобы на упаковках сбоку был нанесен знак «Верх» либо надпись «Верхняя сторона/часть» сверху.
В каком отсеке должны осуществляться перевозки?
Авиаперевозка — это испытание на прочность для упаковки. Во время полета происходит падение давления при наборе высоты и рост — при снижении. При взлете, посадке, маневрировании в воздухе груз подвергается перегрузкам от 3 до 9g. Даже в нормальном режиме полета происходит вибрация. Температура в отсеке изменяется от –40 на высоте до +55°С при посадке в жаркой стране в солнечную погоду.
Особенность авиационного транспорта в затрудненном доступе к грузу, из–за чего нельзя просто войти в грузовое отделение и потушить или отбросить в сторону, например, загоревшуюся упаковку. Если разольется кислота или токсичное вещество, экипажу будет почти невозможно избежать отравления и устранить последствия разрушения механизмов и обшивки до окончания рейса.
Упаковочные комплекты для воздушного транспорта должны быть надежными, не вступать в реакцию с веществом, обеспечивать сохранность и фиксацию. При перевозке жидкостей применяется адсорбирующий материал, способный впитать весь объем, содержащийся во внутренней таре пакета.
Опасные грузы перевозятся в багажном отделении пассажирского или в отсеке грузового воздушного судна. Некоторые нуждаются в присмотре и перевозятся в кабине. Если на пакете выполнена маркировка «Только на грузовом воздушном судне», разрешается грузить только в отсеки класса C грузового транспорта или в специальные средства пакетирования с собственной системой пожаротушения. Чтобы упаковки не двигались во время полета, используют ремни, перегородки, замки и сетки. Оставляют проход и доступ к огнетушителям. Грузовые отсеки обязательно герметично отделяются от пассажирского салона и кабины пилотов.
Какие грузы запрещены к перевозке на авиатранспорте?
Несмотря на жесткие требования к упаковке, которая обеспечивает сохранность опасного вещества, есть категории грузов, которые запрещены к воздушной перевозке при любых обстоятельствах. Это химические соединения, способные взрываться, вступать в реакции, возгораться, выделять тепло или опасные пары/газы: легковоспламеняющиеся, едкие, ядовитые. Некоторые вещества чрезвычайно опасны, поэтому транспортировка отдельных категорий ограничивается:
- только по особому государственному освобождению;
- только на грузовых воздушных судах;
- запрещены при любых обстоятельствах на бортах гражданской авиации;
- не допускается длительно хранить в аэропортах;
- загружать только из автомобиля в самолет и наоборот, минуя терминал.
В аэропортах разрешается только временное хранение опасных веществ. В сомнительных случаях полезно проконсультироваться у специалиста по опасным грузам или обратиться к перевозчику. Для конкретной ситуации подбирается оптимальное решение. Транспортная компания ADRIATA доставляет вещества 1–9 классов с 2014 года.
Работаем по России, СНГ, Европе и Азии по международным правилам. Организовываем мультимодальные перевозки по железной дороге. воздуху, морю, доставку сборного груза от двери до двери. Чтобы задать вопрос или оставить заявку на грузоперевозку, звоните по номеру: 8 800 775 85 62 или пишите в чат на сайте.