Если предполагается воздушная перевозка груза, считающегося опасным, грузоотправителю важно знать, какие требования существуют, какие правила погрузки необходимо выполнять и некоторые тонкости, не зная которых груз вправе не принять на борт, что вызовет сбои поставок и увеличение расходов на хранение.
Нормативные требования
Воздушный транспорт и авиаперевозки в Российской Федерации регулируется Воздушным кодексом. Что касается международных рейсов, документацию с правилами перевозок опасных грузов разрабатывает две организации:
- ИКАО — в области гражданской авиации;
- ИАТА — ассоциация грузовых перевозчиков.
Воздушная перевозка опасных грузов производится по «Техническим инструкциям по безопасной перевозке ОГ по воздуху» ИКАО, Doc 9284 AN/905 и IATA DGR. Российские «Федеральные авиационные правила» повторяют и ссылаются на данный документ.
В целом, авиаперевозки организуются по схеме:
- выяснить, какое вещество перевозится авиатранспортом, техническое, международное наименование;
- найти подходящую позицию в Перечне опасных грузов, с учетом состава и свойств вещества;
- если конкретного наименования нет, определить класс, выяснить характеристики и результаты испытаний, сопоставить критерии и решить, является ли груз в принципе опасным;
- определить, не запрещено ли вещество к авиаперевозке;
- проверить, разрешается ли перевозить груз в багажном отсеке пассажирского воздушного судна или в грузовом, транспортном самолете;
- определить номер инструкции по упаковыванию, ограничения по количеству, специальные положения.
Для того, чтобы подтвердить, что груз разрешен к перевозке воздушным транспортом, составляется декларация. В авиации, в отличие от других видов транспорта, свойства груза необходимо подтверждать оригиналами паспортов, сертификатов качества, результатов испытаний, заключений от производителя или компетентного органа.
Для международной перевозки авиатранспортом документы переводятся на английский язык.
Правила погрузки
Главное, что обеспечивает безопасность авиаперевозки, это использование упаковки и маркировки, соответствующей классу опасности и требованиям ИКАО и ИАТА. Для воздушной перевозки разработаны и утверждены особенные упаковочные комплекты. Остальные требования сводятся к следующему:
- персонал должен быть обучен правильному обращению и обработке опасных веществ перед и во время погрузки и выгрузки;
- нужно правильно определить место для размещения упаковок с опасным грузом в самолете;
- применяемые приспособления, средства фиксации, транспорт должны быть исправными, проходить периодическую проверку и быть под рукой в момент, когда понадобятся, чтобы исключить угрожающие ситуации;
- правильно зафиксировать пакеты с опасными веществами в грузовом отсеке самолета с помощью специальных крепежных систем;
В ФАП прописаны положения по загрузке:
- нельзя принимать грузы без документов, в неисправной упаковке, с признаками утечки, без прокладочного и адсорбирующего материала;
- если неисправность средств пакетирования выявилась уже на борту транспорта, такое грузовое место снимают, проверяют, чтобы не было загрязнений, при обнаружении немедленно устранить;
- грузовые места, в которых содержатся потенциально реагирующие вещества не должны располагаться рядом в положении, которое грозит утечкой и смешиванием;
- обеспечивать защиту грузов от повреждения;
- исключать перемещение упаковок во время полета;
- если на пакете знак «Только грузовым воздушным судном», то при размещении в отсеке упаковка ставится так, чтобы члены экипажа имели доступ и возможность осматривать во время полета;
- знаки опасности, помещенные на упаковках внутри транспортного пакета должны быть видны, иначе на поверхность необходимо нанести дублирующую маркировку, указывающие не классы упакованных веществ.
Комбинированные упаковочные комплекты должны быть утвержденного типа, прошедшего определенные испытания:
- падение с высоты 1,2 метра;
- тест на статическую нагрузку;
- испытание на перепад давления для жидкостей.
Внутренняя тара должна быть от 0,5 до 5,0 литров, при этом масса брутто грузового места в пределах 30 кг либо 60 литров, в зависимости от инструкции по упаковыванию.
Что особенно важно учесть ?
Грузоотправитель вправе устанавливать дополнительные требования к погрузке и выгрузке, поэтому целесообразно изучить указания до начала погрузочных работ. Основная задача при погрузке — не допустить к авиаперевозке вещества, запрещенные, как это сформулировано в правилах, «при любых обстоятельствах»:
- взрывчатые, фосфорсодержащие смеси;
- самовоспламеняющиеся при температуре 75°C за срок 48 часов;
- с содержанием аммония, хлората и их производных;
- чувствительные к механическим ударам и вибрации;
- жидкости, которые при небольшом воздействии бурно реагируют, что ведет к резкому повышению давления в таре, упаковке и тепловому выбросу;
- газы, если вызывают нагрев баллонов при небольшом перепаде давления.
На различные позиции устанавливаются ограничения по классу отсеков, в которые разрешается грузить. Необходимо помнить:
- Если внутри изделий возможны остатки горючей жидкости или газа, топливопроводы необходимо опустошить и присоединить обратно.
- Некоторые изделия, установки, транспортные средства способны искажать магнитное поле, что, в свою очередь, влияет на приборы самолета.
- Иногда, вместо знаков опасности на упаковках наносится символ СГС (GHS) — глобальной системы маркировки химических веществ, что косвенно указывает, что груз является опасным. Перед погрузкой такое грузовое место дополнительно маркируют после идентификации.
Транспортная компания ADRIATA перевозит опасные грузы с 2014 года. Доставляем вещества 1–9 класса автомобильным транспортом, по железной дороге, морем и по воздуху по России и странам Европы и Азии. Чтобы задать вопрос или оставить заявку на грузоперевозку, звоните по номеру: 8 800 775 85 62 или пишите в чат на сайте.