Нефтепродукты опасны способностью гореть и образовывать взрывоопасную смесь с воздухом. Большинство происшествий с утечкой и возгоранием случаются при выполнении налива и слива. Чтобы избежать проблем, написаны многочисленные инструкции.
Рассказываем, какие существуют правила безопасности и в каком порядке производятся слив и налив нефтепродуктов в автоцистерны на нефтебазах и автозаправочных станциях.
Требования безопасности при погрузочно–разгрузочных операциях
Чтобы безопасно загружать и перевозить бензин, дизельное топливо, масла, мазут, водитель должен знать:
- устройство всех узлов и механизмов цистерны;
- каждый пункт инструкций, которые предписано выполнять;
- устройство и правила работы с наливными установками.
Нужно соблюдать общие требования безопасности:
Перед въездом на нефтебазу или АЗС выключить все ненужные электроприборы, включая фары. Даже мобильный телефон или рация изготовлены не во взрывоопасном исполнении, поэтому пользоваться запрещено.
В кабине выключается автономное отопление.
Заглушить двигатель, если он не задействован в приводе насоса.
Фонарики только во взрывозащищенном исполнении.
Если уклона нет, достаточно стояночного тормоза, если есть — нужно применить башмаки.
Из спецодежды убрать все ненужные предметы, чтобы не вызвать случайную искру.
Не производить операции при грозе.
При необходимости производится очистка емкости или отдельных секций от остатков предыдущего груза: промывка. пропаривание, сушка.
Работник, присоединяя рукава, осматривают на предмет повреждений, использовать можно только целые.
Очень важно заземлить корпус автоцистерны и отдельно прицеп.
Нельзя наполнять или сливать, если:
- нет таблички со сведениями о сосуде;
- истекла дата периодической проверки и испытаний;
- конструкция емкости не соответствует продукту;
- сосуд неисправен;
- автомобиль имеет повреждения или не работает часть оборудования;
- нет пожарного инвентаря;
- нет или просрочено свидетельство ДОПОГ на транспортное средство или на водителя, другие проблемы с документами.
На каждой нефтебазе свои особенности, начиная с оформления документов и заканчивая очередностью операций.
Из соображений безопасности бочка никогда не наполняется на 100%. В ДОПОГ указаны уровни наполнения, а также формулы расчета предельного уровня для неучтенных случаев. В любом случае в РФ максимальный уровень 95%. В других странах действуют собственные нормативы. Информирует о предельном уровне ответственное лицо на нефтебазе.
К тому же, при перевозке высоковязких нефтепродуктов есть опасность перегруза транспортного средства. Поэтому, кроме принимаемого объема водителю обязательно нужно учесть вес, при отсутствии данных рассчитать самому по плотности.
Кроме опасности увеличения давления, угрозу несут колебания жидкости во время движения. Если вместимость емкости больше 7500 литров, а в конструкции нет волнорезов, то допускается налив либо более 80%, либо менее 20%.
Чаще всего именно водитель следит за уровнем во время налива. Если уследить не удалось, процесс останавливают и сливают излишки в емкость или приемную систему пункта. Если же произошел перелив через верх, необходимо предпринять меры по предотвращению возгорания: очистить поверхность, собрать с земли с помощью адсорбента, предупредить работников базы об опасности.
Наполнение цистерн сверху
При верхнем наливе в открытую горловину опускается подающая труба. Для этого водитель и оператор нефтебазы по трапам забираются на мостик и вводят трубу. При подаче нефтепродукта происходит вспенивание и накопление статического заряда, что грозит воспламенением или взрывом. Операция занимает больше времени, чем нижний налив. Работник успевает надышаться парами, которые не только токсичны, но и взрывоопасны. Чтобы исключить попадание паров в зону работы, многие нефтебазы оборудуют трубами–приемниками, так что вытеснение происходит в закрытый трубопровод.
Порядок работ при верхнем наливе:
- подать машину на место, заглушить двигатель, зафиксировать башмаками;
- заземлить;
- установить трап, перила;
- открыть горловину, проверить исправность узлов и деталей;
- погрузить наливную трубу до дна, загерметизировать горловину;
- начинать наполнение с минимальной скоростью, пока конец трубы не коснется жидкости;
- контролировать уровень наполнения, для чего снизить скорость перекачки ближе к отметке;
- нельзя открывать очередную горловину, если не закрыты остальные;
- перенося трубу, к наконечнику крепят ведро под стекающие остатки;
- если начался дождь, наполнение следует прекратить;
- плавно закрыть крышку;
- безопасно слить остатки из трубы;
- перед замером температуры и уровня дать паузу 5 минут;
- очистить поверхность от остатков;
- отсоединить и сложить оборудование;
- установить знаки и таблички.
Нижний налив цистерны
При подаче снизу используются те же трубопроводы и затворы, клапаны, что и при сливе. Если хранилище расположено выше грузовика, жидкость поступает самотеком, иногда с поддавливанием воздухом или насосами.
Порядок работ:
- подать автомобиль, чтобы расстояние между арматурой было оптимальным;
- выключит мотор, зафиксировать упорами, заземлить;
- обеспечить выход газов в трубопровод или удалить заглушки для выпуска в атмосферу;
- подсоединить рукава и открыть затворы;
- после налива закрыть в обратном порядке затворы;
- остатки продукта из рукавов слить в емкость;
- установит заглушки;
- уложить на место рукава, переходники;
- отключить заземление;
- установить знаки опасности и таблички.
Слив нефтепродуктов
Выгрузка жидкости производится:
- самотеком;
- с помощью передавливания;
- насосом.
Чтобы емкость не сложилась, внутрь должен поступать воздух. Иногда подают паровоздушную смесь. На АЗС принят способ, когда выход паров из емкости хранилища закольцовывают с дыхательным устройством бочки. Это помогает не только поддержать давление, но и предотвратить выброс паров в атмосферу.
Особенно сложно сливать высоковязкие продукты. Если автомобиль не оборудован собственной системой подогрева, то перед сливом присоединяются дополнительные линии подачи и возврата теплоносителя в греющий элемент. Пар используется и для отогрева замерзших соединений, люков.
Водитель перед сливом должен убедиться в безопасности. Для этого имеет смысл сверить документы, уточнить адрес, название груза, запросить паспорт емкости хранилища и остатки, чтобы понять, что подаваемый объем помещается. Процесс слива проходит так же, как налив снизу.
ADRIATA перевозит взрывоопасные, воспламеняющиеся материалы, нефтепродукты автотранспортом с 2014 года. Решаем возможные затруднения еще «на берегу», оказывая дополнительные услуги. Чтобы заказать доставку или получить консультацию, пишите в чат или звоните: 8 800 775 85 62.