В России и ближнем зарубежье марки бензина на заправках обозначают буквами типа АИ–92–К4. Рассказываем, что обозначают буквы АИ и К в названии, для этого объясним как из нефти получают бензин и какие характеристики топлива важны. Производство и перевозка горючего регулируется стандартами, в том числе международными, поэтому производители не вправе называть марки по–другому. Маркетинговые названия используются как дополнительные: Экто, G–Drive, Pulsar, ATUM.
Как производят бензин
Товарное топливо получают из нефти путем разложения на фракции и добавлением присадок.
Фракция — это смесь углеводородов, близких по плотности и температуре кипения.
При перегонке нефти первой (после газов) выкипает самая легкая фракция, которая и называется «бензин», но это совпадение. Состав сильно зависит от исходной нефти, качество которой отличается по разным месторождениям. Современные моторы не настолько всеядны, чтобы устойчиво запускаться и работать на топливе непредсказуемого качества, поэтому горючее доводят до нужной консистенции, удаляя ненужные примеси и добавляя химические присадки.
Интересно, что прямогонный бензин российские производители отправляют на экспорт, а на внутренний рынок — после вторичной переработки риформингом и крекингом. Из—за низкого и нестабильного октанового числа прямогонный продукт используется за рубежом только как сырье для производства бензина по национальным стандартам.
Характеристики бензина
Чтобы двигатель нормально работал, нужно, чтобы смесь топлива с воздухом воспламенялась в точно заданный момент движения поршня в цилиндре. Для этого на свечу зажигания подается электрический разряд. Но горючая смесь может вспыхнуть от нагрева, который возникает из—за сжатия в камере сгорания — это называется детонация.
Устойчивость топлива к детонации измеряют, определяя момент вспышки от силы сжатия на установках, напоминающих двигатели. Показатель устойчивости бензина к детонации называется октановым числом. В зависимости от метода и конструкции установки, различают исследовательское (ОЧИ) и моторное (ОЧМ) октановое число. ОЧМ лучше описывает работу высоконагруженных моторов грузовой техники и автобусов, а ОЧИ — легковых.
При сгорании топлива в выхлопе образуются вредные вещества, поэтому государства мира десятилетиями борются за модернизацию автомобилей и улучшение качества топлива. Россия присоединилась к европейским соглашениям об экологичности бензина и поэтапно запрещала производство видов топлива с низким классом. Класс по европейской системе обозначается цифрой от 1 до 5. Из—за политических событий введение марки Евро—6 в РФ было отложено, а реализация Евро—7 под вопросом даже в самой Европе.
На самом деле экологические классы присваиваются транспорту, а не топливу, просто на традиционных марках получить более чистый выхлоп не удастся даже при продвинутой конструкции двигателя и выхлопной системы. Это как пытаться произвести макароны высокого класса из низкосортной муки. Поэтому топливо тоже пришлось классифицировать.
Для учета требований вводились стандарты ГОСТ Р 51105—97 и ГОСТ Р 51866—2002, затем технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011. Требования к маркам содержатся в ГОСТ 32513—2013.
Обозначения марок бензина
Обозначение состоит из:
- указания на метод определения октанового числа;
- А означает октановое число моторное;
- АИ соответствует октановому числу исследовательскому.
- значения октанового числа;
- экологического класса «Евро».
Многие помнят ассортимент АЗС времен перехода от СССР к независимым государствам как А–76 и АИ–93. Понятно, что А–76 скорее для грузовиков, а АИ–93 — для легковых.
Сегодня А–76 называется АИ–80, по устаревшим ГОСТам «Нормаль». Этилированный АИ–93 отменили из–за добавки тетраэтилсвинца, ужасно вредной при вдыхании выхлопных газов. Вместо 93–го заливаем АИ–92, по ГОСТу 2002 года «Регуляр». АИ–95 в нулевых назывался «Премиум». Добавились АИ–98, АИ–100 и брендированные марки.
Так как производители РФ дружно переходили на новые экологические классы, по факту топливо продается одного класса Евро—5: АИ–90–К5, АИ–92–К5 и так далее.
Неправильно считать, что «девяносто восьмой» лучше «девяносто пятого» или АИ–100 лучше АИ–98 или АИ–95. Чем больше октановое число, тем на большую степень сжатия двигателя рассчитано топливо. Высокая степень сжатия — не показатель современного мотора, а признак «спортивных» модификаций двигателей.
Поэтому заправлять авто топливом с повышенным октановым числом нецелесообразно: вырастет не мощность, а риск выхода из строя двигателя или выхлопной системы.
Гораздо правильнее выбирать АЗС, на которых внимательно относятся к состоянию емкостей и к поставщикам. Автомобильные цистерны также нуждаются в очистке от отложений, которые способны засорить топливную систему.
ADRIATA ответственно перевозит бензин и другие опасные грузы автоцистернами и мультимодальным способом с 2014 года. Чтобы заказать перевозку или получить консультацию, звоните 8 800 775 85 62 или пишите в чат.