Такие продукты, как бензин (в том числе авиационный), судовое топливо, мазут, опасные для окружающей среды масла, реактивное и дизельное топливо, а также битум, разогретый до температуры 100 градусов Цельсия и выше, классифицируются как опасные грузы в случае их перевозки автотранспортом. От нефтебазы до конечного потребителя эти нефтепродукты, как правило, перевозятся в автоцистернах.
На водителя автоцистерны с нефтепродуктами возлагается гораздо более серьезная ответственность, чем на водителей иных транспортных средств (ТС), поскольку происшествия и аварийные инциденты при перевозке таких грузов, которые могут иметь место из–за нарушения установленных нормативов безопасности, могут повлечь за собой серьезную опасность для жизни и здоровья людей, нанести вред природе и причинить значительный ущерб инфраструктуре и прочим объектам, имеющим материальную ценность.
Обеспечение безопасности процесса транспортировки опасных грузов достигнуто следующим образом: соответствующими международными и национальными компетентными органами разных государств принимаются соглашения, технические регламенты, законодательные и другие нормативные правовые акты, обязательные для соблюдения всеми участниками перевозки. Соблюдение норм и правил, строго регламентирующих порядок транспортировки нефтепродуктов, гарантирует достаточный уровень безопасности.
На водителя автоцистерны с нефтепродуктами возлагаются обязанности не только по безопасной доставке груза до места назначения, но, как правило, и по ее погрузке и разгрузке. Значительное количество пожаров, воспламенений и загораний при перевозке нефтепродуктов происходит на автомобильных сливо–наливных эстакадах. Виновниками различных нарушений технического регламента и правил эксплуатации, которые и ведут к таким инцидентам, во многих случаях являются не сотрудники наливных станций, а именно водители. По этой причине водитель автоцистерны для транспортировки нефтепродуктов обязан знать как общие нормы, регулирующие процесс транспортировки опасных грузов, так и основные положения правил технической эксплуатации нефтебаз и заправочных станций.
Транспортировка нефтепродуктов между РФ и другими государствами-участниками Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) осуществляется в соответствии с нормативными положениями этого Соглашения и другими транснациональными договорами РФ в области международного автомобильного сообщения. ДОПОГ — это соглашение, в рамках которого 51 государство (рисунок 1.1) приняли свод общих правил, касающихся перемещения опасных грузов с помощью автотранспорта. Аббревиатура «ДОПОГ» составлена из основных смысловых слов в русском варианте названия: «Европейское соглашение о международной ДОрожной Перевозке Опасных Грузов»). Перевозки нефтепродуктов, осуществляемые в городском, пригородном и междугородном сообщении по территории РФ юридическими лицами и ИП, регламентируются ДОПОГ.
Части ДОПОГ, в которых приведены ключевые нормативные требования, регламентирующие транспортировку опасных грузов в автоцистернах, перечислены в таблице 1.1. Данная таблица будет приведена ниже.
Требования к эксплуатации нефтебаз и автозаправочных станций (к порядку приемки, хранения и отпуска нефтепродуктов, сохранения их качества, экологической и пожарной безопасности, метрологическому сопровождению, предупреждению разливов), устанавливаются соответственно Правилами технической эксплуатации нефтебаз и Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций, которые утверждены приказами Министерства энергетики.
Таблица 1.1. Распределение в ДОПОГ положений, которые касаются транспортировки нефтепродуктов в цистернах.
Номер главы или раздела | Краткое описание содержания |
Часть 1 | Общие положения |
1.1.3.1 | Освобождения, связанные с характером транспортной операции |
1.2.1 | Определения |
1.3 | Подготовка сотрудников, участвующих в процессе транспортировки опасных грузов (кроме водителей ТС, маркированных табличками оранжевого цвета |
1.4.2.1 | Обязанности грузоотправителей |
1.4.2.2 | Обязанности перевозчиков |
1.4.2.3 | Обязанности грузополучателей |
1.4.3.3 | Обязанности лица, которое несет ответственность за наполнение |
1.4.3.7 | Обязанности разгрузчиков |
1.6.1 | Переходные периоды, когда одновременно с действующей редакцией ДОПОГ могут использоваться положения более ранних редакций |
1.8.3 | Положения, которые касаются консультантов по вопросам безопасности |
1.8.5 | Порядок подготовки и передачи уведомлений об инцидентах, связанных с опасными грузами |
1.9 | Описание дополнительных требований и ограничений, которые могут устанавливаться компетентными органами государств-участников ДОПОГ |
1.10 | Требования в отношении обеспечения безопасности |
Часть 2 Классификация | |
2.2.3.1 | Критерии классификации легковоспламеняющихся жидкостей |
2.2.9.1.10 | Критерии классификации грузов, представляющих опасность для окружающей среды |
2.2.9.1.13 | Критерии классификации грузов при повышенных температурах |
Часть 3 Перечень опасных грузов, специальные положения и изъятия связанные с транспортировкой опасных грузов в ограниченных и освобожденных количествах | |
3.1.2 | Определение надлежащего отгрузочного наименования |
3.2 | Перечень опасных грузов и алфавитный указатель веществ и изделий ДОПОГ |
3.3 | Специальные положения. К нефтепродуктам, перевозимым в цистернах могут применяться спецположения, указанные в колонке 6 Перечня опасных грузов, 243, 274, 534, 560, 640, 643, 664 |
Часть 4 Положения, касающиеся упаковки и цистерн | |
4.3.2 | Общие положения, касающиеся использования цистерн (определение пригодности цистерны к перевозке опасного груза, степень наполнения, эксплуатация цистерн, перевозка порожних неочищенных цистерн) |
4.3.4 | Кодирование, рациональный подход и иерархия цистерн. Максимально допустимая температура наружной поверхности цистерны при транспортировке. Описание дополнительных положений, касающихся соединительных трубопроводов между цистернами и рукавов для наполнения и опорожнения цистерн |
4.3.5 | Специальные положения по применению цистерн ТU9 и ТU35 |
Часть 5 Процедуры отправления | |
5.3.1 | Правила маркировки цистерн информационных табло |
5.3.2 | Правила маркировки ТС и цистерн табличками оранжевого цвета |
5.3.3 | Описание требований, предъявляемых к маркировочному знаку для веществ, которые транспортируются при повышенной температуре и его размещению на автоцистернах |
5.3.6 |
Описание требований, предъявляемых к маркировочному знаку для веществ, опасных для окружающей среды и размещению такого знака на автоцистернах |
5.4.1 | Информация, которая должна быть указана в транспортном документе (накладной) |
5.4.3.4 | Письменные инструкции в соответствии с ДОПОГ |
Часть 6 Описание требований, которые предъявляются к изготовлению и испытаниям тары, контейнеров средней грузоподъемности, предназначенным для массовых грузов (КСГМГ), крупногабаритной тары, цистерн и контейнеров для массовых грузов | |
6.8.2 | Описание общих требований, предъявляемых к изготовлению, оборудованию, проверкам встроенных цистерн |
6.8.4 | Специальное положение по изготовлению цистерн ТС7, специальные положения по элементам оборудования цистерн ТЕ6, ТЕ14, ТЕ18 и ТЕ24 |
Часть 7 Положения, касающиеся условий перевозки, погрузки, разгрузки и обработки грузов | |
7.4 | Определение типа ТС для перевозки цистерн с опасным грузом |
7.5.1 | Описание общих положений, касающихся погрузки, разгрузки и обработки |
7.5.9 | Запрет курения, использования электронных сигарет и прочих подобных устройств при операциях по сливу-наливу |
Часть 8 Описание требований, которые касаются экипажей, оборудования и эксплуатации ТС, а также эксплуатации | |
8.1 | Описание общих требований, которые касаются транспортных единиц и их оборудования |
8.2 | Требования, касающиеся подготовки экипажа ТС |
8.3 | Описание требований, которые должны выполняться представителями экипажа ТС |
8.4 | Нормы, которые касаются наблюдения за ТС |
8.5 | Описание дополнительных требований S2, которые касаются заземления и работы топливных обогревательных устройств при операциях по сливу-наливу, а также специального положения S20 о наблюдении за ТС при перевозке бензина |
8.6 | Ограничения на проезд ТС с опасными грузами через тоннели, дорожные знаки и сигналы, регулирующие перемещение ТС через автодорожные тоннели и значения кодов ограничения передвижения через автотоннели |
Часть 9 Требования, которые касаются конструкции ТС и их допуска к перевозке | |
9.1 | Порядок допущения ТС к процессу перевозки |
9.2 | Требования, которые касаются конструкции ТС |
9.7 | Дополнительные требования, которые касаются конструкции автоцистерн |
ПДД РФ регламентируют единый для всей страны порядок дорожного движения. Как известно, ПДД являются обязательными для выполнения всеми субъектами дорожного движения, это также касается и водителей ТС с опасными грузами на борту. Пунктом 3.4 Правил установлены нормативные требования к активации работы проблескового маячка желтого или оранжевого цвета на ТС при транспортировке легковоспламеняющихся нефтепродуктов. С целью регулирования движения маркированных оранжевыми табличками ТС с опасными грузами на борту Правила предписывают использование запрещающих дорожных знаков 3.32 и 3.33 (рисунок 1.2 «а» и «б»), предписывающих дорожных знаков 4.8.1, 4.8.2, 4.8.3 (рисунок 1.3), а также знака дополнительной информации (табличка) 8.4.8 (рисунок 1.4 «а»)
На территории ряда государств для запрета перемещения ТС с опасными для окружающей среды веществами через водоохранную зоны могут применяться:
- Запрещающий дорожный знак «Движение ТС, перевозящих свыше определенного количества водозагрязняющих веществ запрещено» (рисунке 1.2 «в»)
- Знак дополнительной информации (табличка), показанная на рисунке 1.4 «б».
Требования к ТС, которые эксплуатируются на территории РФ и применяются для перевозки опасных грузов, установлены отдельной нормой Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных ТС». В отношении специализированных ТС, предназначенных для перевозок опасных грузов российским законодательством установлена периодичность прохождения технического осмотра каждые 6 месяцев.
Приказом Министерства транспорта РФ предусмотрено обязательное оснащение тахографами ТС для перевозки опасных грузов, имеющих максимально технически допустимую массу более 3,5 тонн.
Законодательством РФ предусмотрено, что перевозки по российским автодорогам опасных грузов, характеризующихся повышенной опасностью, допускаются при наличии специальных разрешений, выдаваемых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Порядок организации спецподготовки водителей ТС, перевозящих опасные грузы и прохождения экзаменационной проверки на знание требований, которые должны выполняться при перевозке грузов, определен документом «Порядок выдачи свидетельств ДОПОГ о подготовке водителей и утверждения курсов такой подготовки», который утвержден специальным приказом Министерства транспорта РФ.
Российские законодательные нормы противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, которые должны выполняться, в том числе и при транспортировке нефтепродуктов, которые относятся к опасным грузам. Среди прочего установлен запрет на заправку ТС с опасными грузами на автозаправочных станциях, за исключением специально сконструированных для этого топливно–заправочных пунктов.
Частью 3 ст. 20 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» запрещается размещение любых рекламных объявлений на ТС, которые заняты в перевозках опасных грузов.
Нормы, предъявляемые к нефтепродуктам, выпускаемым в обращение на единую территорию Таможенного союза, устанавливаются техническими регламентами ТР ТС 013/2011 и ТР ТС 030/2012.