Конструктивное исполнение цистерн и сочетание установленного дополнительного оборудования определяются назначением, характеристиками перевозимых грузов, в том числе, степенями опасности.
Устройства для слива и налива нефтепродуктов, затворы
Нефтепродукты погружаются в резервуар двумя способами: через заливные горловины (верхний налив) или через нижние патрубки (нижний налив) с помощью специального оборудования, одна часть которого размещается на пунктах загрузки, а другая – непосредственно на емкости.
Опорожнение проводят с учетом свойств материала и условий разгрузки: под давлением, при помощи насоса или самотеком через патрубок.
В зависимости от видов и степени опасности грузов, ДОПОГ предусматривает несколько вариантов защиты от утечек через трубопроводы, устройства слива и налива.
Два последовательно установленных запорных устройства
В цистернах, код которых в третьей части содержит букву «А», все трубопроводы, применяемые для опорожнения и нижнего налива оборудуются наружными запорными клапанами и патрубками, выполненными из пластичного, стойкого к воздействию опасных грузов металлического материала. На кончике каждого патрубка устанавливают герметичный наружный затвор (резьбовая пробка, глухой фланец и так далее). В качестве наружного запорного клапана устанавливаются дисковые затворы, шаровые или конусные краны, задвижки, мембранные клапаны (рис. 3.16).
Цистерны с кодом, в третьей части которого проставлена буква «А», разрешено использовать для доставки битумов с номерами ООН 3256 и 3257. В резервуарах для транспортировки битума, оснащенных штангой для разбрызгивания, закрепленной на конце сливного патрубка, наружное запорное устройство (заглушка) в соответствии со специальным положением ТЕ24 раздела 6.8.4 ДОПОГ, допускается заменять краном, который устанавливается на сливном патрубке перед разбрызгивающей штангой.
Использование цистерн с кодом с буквой «А» в третьей части для доставки других нефтепродуктов не допускается.
Три последовательно установленных запорных устройства
В цистернах, код которых в третьей части содержит букву «В», системы погрузки–разгрузки оборудуются такими же запорными устройствами, как и аналогичные транспортные элементы с кодом, содержащим букву «А», оснащаются донными клапанами (рисунок 3.17), которые монтируются в нижней части корпуса секции.
Для предотвращения утечек содержимого при повреждении наружной арматуры, внутренний запорный клапан изготавливается такой конструкции и размещается таким образом, чтобы была исключена вероятность срыва или повреждения под действием внешней нагрузки. Подобные требования предъявляются к устройству управления внутренним запорным клапаном, которое в случае непреднамеренного воздействия, должно исключать возможность случайного открывания клапана. Неисправность устройства не должна влиять на функциональность внутреннего запорного клапана. Все затворы монтируются так, чтобы быть независимыми друг от друга.
Запрет нижнего слива-налива
Цистерны для высокотоксичных и агрессивных веществ запрещено опорожнять и загружать через нижний патрубок. Это обусловлено тем, что чаще всего неисправности связаны с повреждением запорных клапанов, изломами или трещинами сливных патрубков и отсутствием заглушек, что приводит к утере груза.
Отверстия в цистернах, код которых в третьей части содержит букву «С» или «D» находятся выше уровня жидкости. Конструкция не предполагает наличия трубопроводов или патрубков ниже уровня жидкости. В цистернах с буквой «С» в третьей части кодового обозначения допускается наличие отверстий для очистки в нижнем участке корпуса. Такие отверстия должны герметично закрываться фланцем.
Резервуары редко применяются для транспортировки нефтепродуктов.
На автоцистернах для нефтепродуктов присоединительные устройства патрубков для наполнения (опорожнения), а также заглушки изготавливаются из материалов, которые не создают искр при ударах либо покрываются такими материалами.