Цена дизельного топлива в РФ в сентябре 2023 года резко выросла — до 75–79 рублей за 1 л. Причем если раньше цена на разных заправках отличалась на копейки или в пределах 1–2 рублей, то после повышения на разных независимых заправках разница доходит до 5 рублей. Выросли и оптовые, и биржевые цены. Почему топливо в 2023 году подорожало так резко?
В конце августа 7 НПЗ встали на ремонт. В принципе, заводы делают так каждый год, но не все одновременно. В этот раз есть мнение, что это «итальянская забастовка» из–за снижения Правительством демпферных выплат. Возник дефицит топлива, взвинтивший цены. Хотя, объективно, демпфер работает только для экспортеров — если бы российские компании поставляли продукцию исключительно на внутренний рынок, ценообразование никаким образом не зависело бы от механизма компенсации при торговле за рубеж.
Если какую–то сферу долго и усиленно регулируют, рано или поздно происходит обвал. Так случилось и в этот раз: топливо просто исчезло с рынка. Объемы выкупили трейдеры для поставок на экспорт. На немногих НПЗ, где отпуск все же производится, скопились многодневные очереди из автоцистерн покупателей. Для своих машин компании установили первоочередной въезд, кроме того, уменьшили суточную квоту до 1 000 т в сутки.
В числе главных пострадавших — мелкие оптовики, которые закупали дизель для собственных нужд по договорам с НПЗ, минуя сеть АЗС. Например, в Татарстане с 53 000 рублей за 1 т цена выросла до 79 500–81 500 рублей, в Краснодаре реально купить за 100 000 рублей.
Многие компании выставляют заведомо завышенные ценники в коммерческих предложениях или прайсах, но топлива по факту нет. Это просто «непроходная цена» для контролирующих органов — мол, работаем, продаем. Тем не менее и такие цифры попадают в статистику: рост цен на дизельное топливо с весны составил 58 %. Ценники в рознице немного отстают: АЗС смягчают рост за счет остатков с низкой закупочной ценой, уменьшают свою маржинальность в борьбе за покупателей. К тому же контролирующие органы чаще начинают «борьбу с подорожанием» именно с розницы.
Частные заправки вынуждены обращаться во властные структуры. Жалуются, что невозможно купить бензин и дизель на заводах. К тому же заметили «воровство»: налив топлива в бензовозы через заправочный пистолет с целью перепродать. Вынуждены ограничивать отпуск в одни руки.
Кроме того, с 1 сентября уменьшился размер налогового вычета. Похоже, что производители и трейдеры подают сигнал «наверх», что действовавшие ранее ставки налогов неплохо было бы вернуть. Свою лепту внесло и подорожание железнодорожных перевозок. Стоимость транспортировки составляет значительную долю в себестоимости не только топлива, но и всех остальных товаров, работ и услуг. А рост тарифов на перевозку топлива оказывает двукратный–трехкратный эффект.
Есть независимое мнение, что причина проста и банальна: курс рубля. На бирже и в бизнесе принято измерять цены и доходы в долларах США. В 2022 году рубль закономерно укрепился из–за роста экспорта и двукратного падения импорта. Но в июне 2023 года курс ЦБ РФ вырос с 80,99 до 87,03 рубля за доллар США, в июле–августе пробивал 101 рубль и вышел в осень на 95,93 рубля. Это более чем 18 % роста за 3 месяца. Итог: бизнес пересчитал цены и предъявил курсовую разницу покупателю в тех секторах, где это было возможно.
Транспортная компания ADRIATA перевозит опасные грузы с 2014 года не только по России, но и в СНГ, Европу и Азию. Тариф на международные перевозки прямо зависит от стоимости топлива по эту и по ту сторону границы плюс от курса валют. Поэтому предвидим заметный рост ставок уже осенью 2023 года. Если планируете отправить опасный груз 1–9 класса, откладывать на потом нецелесообразно.
Чтобы проконсультироваться или заказать грузоперевозку, звоните по номеру: 8 (800) 775–85–62 или пишите в чат на сайте.