Темные нефтепродукты в условиях пониженной температуры становятся вязкими и тягучими, что затрудняет слив из цистерны. Поэтому мазут и густые смазки перевозятся автоцистернами с узлами подогрева от внешнего или автономного источника. Машинные масла при транспортировке наливом в зимнее время также целесообразно сливать после разогрева емкости.
Рассказываем, какие устройства применяются для нагрева и другие особенности перевозки продуктов переработки нефти в зимний период.
При каких условиях нефтепродукты застывают
Мазут теряет текучесть при температуре от -5° до +40°С, самые распространенные марки — в диапазоне 10–25°C. По сути, это означает, что большую часть года перевозчики в России сталкиваются с застыванием вязких топлив и смазок. Но не все так просто.
С перерабатывающего завода мазут отгружается теплым: до 80°С. При транспортировке, в зависимости от погоды, густой продукт остается текучим 5-7 дней. Нагрев цистерны или выходного патрубка все равно применяется: жидкий мазут льется намного быстрее, чем густой. Особенно важна скорость при сливе железнодорожных цистерн. Зимой на сортировочных станциях скапливаются целые составы, ожидающие разгрузки.
Вторая проблема: застывание летнего дизельного топлива при температуре ниже -10°С. Конечно, дизель не становится вязким, зато на стенках сосуда откладываются парафины, то есть начинается фазовое расслоение продукта. Слитая жидкость едва напоминает первоначальный товар, отгруженный с завода.
Зная о проблеме, в технику зимой заливают специальный сорт топлива, замерзающий при -35°С. В условиях пограничной температуры, перевозимое летнее рискует замерзнуть. Кроме того, в некоторых установках летний дизель применяется круглый год, так как зимнее топливо не обладает достаточными смазывающими свойствами. В итоге оптовые поставки продолжаются независимо от сезона. Чаще всего проблему решают перевозкой в цистернах с минимальной теплоизоляцией.
Как разогревают густые жидкости при сливе
Подвижной состав и автоцистерны для темных нефтепродуктов оснащают рубашками или “кипятильниками”. Внутри циркулируют:
- выхлопные газы автомобиля;
- горячий воздух из специальной установки;
- теплоноситель из замкнутого контура, нагреваемый в выносном теплообменнике;
- пар, подаваемый из технологического трубопровода в пункте слива.
Ингода подогревают только зону выходного патрубка. Здесь применяются нестандартные методы вроде термокабеля, индукционного и виброподогрева.
В крупных терминалах и морских портах встречается способ разморозки застывших нефтепродуктов путем подачи внутрь цистерны теплой субстанции. То есть транспорт с загустевшим грузом размораживается за счет других единиц, вагонов, автоцистерн, в которых топливо или смазка успели доехать теплыми. Для этой же цели определенный запас жидкости могут поддерживать в горячем состоянии. У данного способа есть плюсы и минусы, поэтому применяется далеко не повсеместно.
В некоторые сорта вязких нефтепродуктов, таких как битум, мазут, судовое топливо, добавляют долю бензина, керосина или другой легкой фракции. С точки зрения транспортировки, это снижает температуру застывания, то есть улучшает текучесть. Но нельзя забывать, что такая смесь выделяет пары, характерные для светлых видов топлива с температурой вспышки порядка 20°С и ниже. В результате, несмотря на то, что основной продукт относится к 9 классу опасности, и то, в части возможного вреда окружающей среде, то разбавленный светлыми фракциями становится легковоспламеняющейся жидкостью. Поэтому грузу присваивается 3 класс.
Компания ADRIATA перевозит опасные грузы с 2014 года. Организовываем доставку автотранспортом, по железной дороге, по морю, по воздуху. Оказываем дополнительные услуги, принимаем срочные и нестандартные заказы. Чтобы заказать перевозку или получить консультацию, пишите в чат или звоните: 8 800 775 85 62.