Федеральным законом РФ и ДОПОГ установлены различные схемы классификации широкого ряда нефтепродуктов на группы с учетом температуры вспышки. Согласно ФЗ от 22.07.2008 № 123, являются горючими жидкостями, а в соответствии с ГОСТ 12.1.044—89, жидкие производные нефти с низкой температурой вспышки относят к одному из следующих классов:
Температура вспышки | Классификация в соответствии с ГОСТ |
Не выше +28 градусов Цельсия | Особо опасная легковоспламеняющаяся жидкость |
Не выше +61 градусов Цельсия | Легковоспламеняющаяся жидкость |
Битум, кроме некоторых видов жидких нефтяных, не относят к легковоспламеняющимся жидкостям. Налипает на стенки цистерны и при чрезмерном прогреве, например, при сварочных работах, горит и формирует воспламеняющиеся смеси паров с окружающим воздухом.
Классификация в виде, приведенном выше, не применяется при перевозках нефтепродуктов автотранспортом. В ДОПОГ принята классификация веществ и изделий, основанная на транспортной опасности, то есть, на оценке потенциального вредоносного влияния веществ и изделий при транспортировке на людей, животных, инфраструктуру и природную среду.
Классификация позволяет более скрупулезно подходить к регламентированию требований к перевозке нефтепродуктов, основываясь на опасности, которую они потенциально представляют.
В соответствии с ДОПОГ нефтепродукты, правила и детали транспортировки которых рассматриваем, в зависимости от температуры вспышки, температуры при отгрузке и перевозке, а также воздействия на внешнюю среду, относятся к классу 3: «Легковоспламеняющиеся жидкости» либо к классу 9: «Прочие опасные вещества и изделия»:
Температура вспышки и описание | Класс | Группа упаковки |
Не выше +23 градусов Цельсия | 3 | II |
Не выше +60 градусов Цельсия | 3 | III |
Дизельное топливо с t° вспышки выше +60 градусов Цельсия, но не выше +100 градусов Цельсия | 3 | III |
Выше +60 градусов Цельсия, нагретые до температуры вспышки и выше | 3 | III |
Выше +60 градусов Цельсия, нагретые до температуры +100 градусов Цельсия и выше, но ниже t° вспышки | 9 | III |
Выше +60 градусов Цельсия, опасные для окружающей среды | 9 | III |
Производные нефти с температурой вспышки выше 60°С, которые передаются к транспортировке без нагрева и не представляют опасности для окружающей среды, в соответствии с ДОПОГ не являются опасными грузами.
Группа упаковки указывает на степень опасности нефтепродукта при перевозке, а именно:
- группа упаковки I — высокий уровень опасности;
- группа упаковки II — средний уровень опасности;
- группа упаковки III — низкий уровень опасности.
Группа упаковки I нефтепродуктам, которые рассматриваем, не назначается. В соответствии с нормативными положениями ДОПОГ, группа упаковки назначается легковоспламеняющимся жидкостям класса 3 с температурой начала кипения не выше +35 градусов Цельсия. Опасным грузам класса 9 группа упаковки I не назначается.
Класс, номер ООН, надлежащее отгрузочное наименование, группа упаковки, а также знаки опасности и маркировочные знаки, предписанные ДОПОГ для наиболее часто передаваемых к перевозке нефтепродуктов, приведены далее в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Классификация в соответствии с ДОПОГ
Наименование и описание | Класс | № ООН | Надлежащее отгрузочное наименование | Группа упаковки | Знаки опасности и маркировочные знаки |
Бензины авиационные | 3 | 1203 | Бензин моторный | II |
|
Бензины автомобильные | 3 | 1203 | Бензин моторный | II |
|
Битум нефтяной дорожный жидкий с температурой вспышки не выше 60 °С | 3 | 1999 | Гудроны жидкие | III |
|
Битум нефтяной дорожный вязкий при температуре не ниже 100 °С , но ниже температуры вспышки1 | 9 | 3257 | Жидкость при повышенной температуре н.у.к. (битум нефтяной) | III |
|
Битум нефтяной, растворенный в нефтяном дистилляте, н.у.к., с температурой вспышки выше +60 °С, перевозимый при температуре не ниже его t° вспышки | 3 | 3256 | Жидкость при повышенной температуре, легковоспламеняющаяся н.у.к. (битум нефтяной) | III |
|
Дизельные топлива | 3 | 1202 | Топливо дизельное | III |
|
Керосин | 3 | 1223 | Керосин | III |
|
Масла2 | 9 | 3082 | Вещество жидкое, опасное для окружающей среды, н.у.к. (масло) | III |
|
Мазут | 9 | 3082 | Вещество жидкое, опасное для окружающей среды, н.у.к. (мазут) | III |
|
Реактивные топлива ТС-1, РТ и ДЖЕТ А1 (JET A-1) | 3 | 1863 | Топливо авиационное для турбинных двигателей | III |
|
Топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей | 9 | 3082 | Вещество жидкое, опасное для окружающей среды, н.у.к. (моторное топливо для среднеоборотных и малооборотных дизелей) | III |
|
Топливо нефтяное для газотурбинных установок | 9 | 3082 | Вещество жидкое, опасное для окружающей среды, н.у.к. (топливо нефтяное для газотурбинных установок) | III |
|
Топливо судовое высоковязкое | 9 | 3082 | Вещество жидкое, опасное для окружающей среды, н.у.к. (топливо судовое высоковязкое) | III |
|
Топливо судовое маловязкое | 9 | 3082 | Вещество жидкое, опасное для окружающей среды, н.у.к. (топливо судовое маловязкое) | III |
|
1 — порожние цистерны, которые не очищены от остатков битума, не считаются опасными грузами, если принят комплекс мер по устранению опасности.
2 — масла, которые не соответствуют показателям и критериям, которые установлены ДОПОГ в отношении опасных для водной среды веществ (см. подраздел 2.2.9.1.10 ДОПОГ), не классифицируются как опасные грузы.
Данные о классификации опасных грузов приводятся в разделе 14 Паспорта безопасности, который является обязательной составной частью технической документации на химическую продукцию и предоставляет потребителю достоверную информацию о химической продукции для обеспечения безопасности перевозки.
Информация об идентификации груза приводится производителем в разделе 14 Паспорта безопасности. Для химической продукции, которая относится к опасным грузам приводится следующая информация:
- № ООН;
- надлежащее отгрузочное наименование;
- разновидности опасности;
- группа упаковки;
- информация о том, является ли вещество опасным для окружающей среды (загрязнителем морской среды) и проч.
В разделе 14 Паспорта безопасности химического продукта, не являющегося опасным грузом, указывается, что перевозка не регулируется никакими специальными правилами.
На рисунке 2.4 приводится раздел 14 Паспорта безопасности авиационного топлива ТС-1, которое классифицируется как опасный груз, а на рисунке 2.5 приведен раздел 14 Паспорта безопасности моторного масла, которое не считается опасным грузом.
14. Транспортная информация | |
Замечание: | Этот опасный груз может перевозиться под номером ООН 1223 |
|
|
ДОПОГ/МПОГ |
|
№ ООН: | UN 1863 |
Надлежащее отгрузочное наименование: | ТОПЛИВО АВИАЦИОННОЕ ДЛЯ ТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ |
Класс опасности: | 3 |
Группа упаковки: | III |
Номер образца знака опасности: | 3 |
Опасное для окружающей среды: | Да |
Классификационный код: | F1 |
Код ограничения проезда через тоннели: | (D/E) |
Идентификационный номер опасности: | 30 |
Hazchem код: | 3Y (для GB) |
МКМПОГ |
|
№ ООН: | UN 1863 |
Надлежащее отгрузочное наименование: | ТОПЛИВО АВИАЦИОННОЕ ДЛЯ ТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ |
Класс опасности: | 3 |
Группа упаковки: | III |
Номер образца знака опасности: | 3 |
Загрязнитель моря: | Да |
АвК (EmS): | F-E, S-E |
ИКАО ТИ/IATA DGR |
|
№ ООН: | UN 1863 |
Надлежащее отгрузочное наименование: | ТОПЛИВО АВИАЦИОННОЕ ДЛЯ ТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ |
Класс опасности: | 3 |
Группа упаковки: | III |
Номер образца знака опасности: | 3 |
Опасное для окружающей среды: | Да |
Классификационный код: | F1 |
ВОПОГ |
|
№ ООН: | UN 1863 |
Надлежащее отгрузочное наименование: | ТОПЛИВО АВИАЦИОННОЕ ДЛЯ ТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ |
Класс опасности: | 3 |
Группа упаковки: | III |
Номер образца знака опасности: | 3 |
Опасное для окружающей среды: | Да |
Классификационный код: | F1 |
Вентиляция: | VE01 |
Рисунок 2.4. Пример раздела 14 Паспорта безопасности авиационного топлива ТС-1 |
Наземный транспорт (ДОПОГ/МПОГ) | |
14.1. № ООН: | Не регулируется |
14.2. Надлежащее отгрузочное наименование: | Не регулируется |
14.3. Класс опасности: | Не регулируется |
14.4. Группа упаковки: | Не регулируется |
Примечание. При перевозке наземным транспортом не является опасным грузом в соответствии с правилами перевозок. | |
Внутренний водный транспорт (ВОПОГ) | |
14.1. № ООН: | Не регулируется |
14.2. Надлежащее отгрузочное наименование: | Не регулируется |
14.3. Класс опасности: | Не регулируется |
14.4. Группа упаковки: | Не регулируется |
Примечание. При перевозке речным транспортом не является опасным грузом в соответствии с правилами перевозок. | |
Морской транспорт (МКМПОГ) | |
14.1. № ООН: | Не регулируется |
14.2. Надлежащее отгрузочное наименование: | Не регулируется |
14.3. Класс опасности: | Не регулируется |
14.4. Группа упаковки: | Не регулируется |
Примечание. При перевозке морским транспортом не является опасным грузом в соответствии с правилами перевозок. | |
Воздушный транспорт ИКАО ТИ/IATA DGR | |
14.1. № ООН: | Не регулируется |
14.2. Надлежащее отгрузочное наименование: | Не регулируется |
14.3. Класс опасности: | Не регулируется |
14.4. Группа упаковки: | Не регулируется |
Примечание. При перевозке по воздуху не является опасным грузом в соответствии с правилами перевозок. | |
14.5. Опасность для экологии | |
Опасное для окружающей среды: | Нет |
14.6. Специальные меры предосторожности для пользователя | |
Сведения отсутствуют |
|
14.7. Перевозка массовых грузов в соответствии с Приложением II МАРПОЛ 73/78 и Кодексом МКХ | |
Не является опасным грузом в соответствии с правилами перевозок. | |
Рисунок 2.5. Пример раздела 14 Паспорта безопасности моторного масла SAE 10W-40 |
Если информация, присутствующая в Паспорте безопасности, касающаяся классификации нефтепродукта отличается от данных, приведенных в таблице 2.1, следует руководствоваться Паспортом безопасности.