Обеспечение безопасности эксплуатации цистерн, выполнения операций по наполнению, опорожнению и перекачке нефтепродуктов достигается путем применения резервуаров различных конструкций, оснащенных эксплуатационным оборудованием в разных комбинациях. Конструктивное исполнение и сочетание установленного оборудования определяются свойствами грузов, видами и уровнем опасности.
Список допускаемых к транспортировке в цистерне грузов определяется кодовым обозначением, которое присваивают компетентные организации в соответствии с нормами ДОПОГ, в зависимости от ее назначения, конструктивных особенностей и сочетания эксплуатационного оснащения.
Код цистерны – это обозначение из латинских букв и цифр, которое состоит из 4 частей. Первая часть означает тип и назначение, вторая указывает на показатель давления, при котором производился расчет на прочность, третья – на расположение отверстий для слива-налива и осмотра в корпусе, а также на число затворов на устройстве нижнего слива, четвертая – на конструкцию предохранителей.
Расшифровка на примере кодировки цистерны LGBF приведена на рисунке 3.8. Толкования, относящиеся к значениям составных частей кодов, описаны в таблице 3.6.
Таблица 3.6. Значения букв и цифр, применяющиеся в кодах цистерн для грузов классов 1,3–9
Часть кода | Описание | Значение элементов кода |
1 | Тип | L – цистерна для транспортировки грузов в жидком состоянии (жидкостей или твердых веществ, передаваемых к транспортировке в расплавленном состоянии). S – цистерна для транспортировки грузов в твердом состоянии (порошок или гранулы). |
2 | Расчетное давление | G – минимальное расчетное давление1; или 1,5; 2,65; 4; 10; 15 или 21 – минимальное расчетное давление в барах. |
3 | Отверстия для наполнения, опорожнения и очистки | A – с отверстиями для заполнения и опустошения снизу, с двумя затворами. В – с отверстиями для заполнения и опустошения снизу, с тремя затворами. С – с отверстиями для заполнения и опустошения сверху, снабженная ниже уровня жидкости только отверстиями для очистки. D – с отверстиями для заполнения и опустошения сверху, не имеющая отверстий ниже уровня жидкости. |
4 | Предохранительные клапаны/устройства | V – с дыхательными устройствами, но без приспособления для предотвращения распространения пламени; или цистерна, не устойчивая к ударному воздействию взрыва. F – с дыхательным устройством, оснащенным приспособлением для предотвращения распространения огня; или цистерна, устойчивая к ударному действию взрыва. N – без дыхательного устройства, не являющаяся герметично закрытой. H – герметично закрытая цистерна. |
1 – Минимальное значение расчетного давления определяется в соответствии с пунктом 6.8.2.1.14 ДОПОГ.
Примеры кодовых обозначений цистерн, указанных в колонке 12 Перечня опасных грузов для наиболее часто транспортируемых нефтепродуктов, приведены в таблице 3.7.
Таблица 3.7. Коды цистерн для наиболее часто транспортируемых нефтепродуктов.
Наименование или описание | № ООН | Класс | Группа упаковки | Знаки опасности | Код цистерны |
Бензин авиационный | 1203 | 3 | II | 3 | LGBF |
Бензин автомобильный | 1203 | 3 | II | 3 | LGBF |
Битум нефтяной дорожный вязкий | 3257 | 9 | III | 9 | LGAV |
Битум нефтяной дорожный жидкий с температурой вспышки не выше +60 °С | 1999 | 3 | III | 3 | LGBF |
Битум, растворенный в нефтяном дистилляте, н.у.к., с температурой вспышки выше +60 °С, перевозимый при температуре не ниже его t° вспышки | 3256 | 3 | III | 3 | LGAV |
Дизельное топливо с температурой вспышки не выше +60 °С | 1202 | 3 | III | 3 | LGBF |
Дизельное топливо ЕВРО | 1202 | 3 | III | 3 | LGBF |
Дизельное топливо с температурой вспышки выше +60 °С | 1202 | 3 | III | 3 | LGBV |
Керосин | 1223 | 3 | III | 3 | LGBF |
Мазут | 3082 | 9 | III | 9 | LGBV |
Масла, которые являются опасными для окружающей среды веществами | 3082 | 9 | III | 9 | LGBV |
Реактивное топливо ТС–1, РТ и ДЖЕТ А1 (JET A–1) | 1863 | 3 | III | 3 | LGBF |
Топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей | 3082 | 9 | III | 9 | LGBV |
Топливо нефтяное для газотурбинных установок | 3082 | 9 | III | 9 | LGBV |
Топливо судовое высоковязкое | 3082 | 9 | III | 9 | LGBV |
Топливо судовое маловязкое | 3082 | 9 | III | 9 | LGBV |
Конструктивные особенности цистерн для перевозки конкретных опасных грузов определяются специальными положениями, указанными для соответствующих позиций Перечня опасных грузов в колонке 13 (пример – на рисунке 3.9).
При этом применяются коды, которые начинаются с двух латинских букв, обозначающих соответственно:
«TU» – специальные положения по использованию цистерн,
«ТС» – специальные положения по изготовлению;
«ТЕ» – специальные положения по элементам оборудования;
«ТА» – специальные положения по официальному утверждению типа;
«TT» – специальные положения по испытаниям;
«ТМ» – специальные положения по маркировке.
№ ООН | Наименование и описание | Класс | Классификационный код | Группа упаковки | ... ... | Цистерна ДОПОГ | |
|
Код | Специальные положения | |||||
3.1.2 | 2.2 | 2.2 | 2.1.1.3 |
|
4.3 | 4.3.5, 6.8.4 | |
(1) | (2) | (3a) | (3b) | (4) | ... | (12) | (13) |
3257 | ЖИДКОСТЬ ПРИ ПОВЫШЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩАЯСЯ, Н.У.К., с температурой вспышки выше 60 °С, транспортируемая при температуре не ниже ее t вспышки и не ниже 100 °С | 3 | F2 | III | ... | LGAV | TU35 TE24 |
Рисунок 3.9. Специальные положения, определяющие требования к конструкции и оборудованию цистерн в Перечне опасных грузов:
TU35 – опустошенные, но не очищенные контейнеры-цистерны, встроенные автомобильные и съемные, содержавшие данный опасный груз, не подпадают под установленные нормативы ДОПОГ при условии, что принят комплекс мер, направленный на предотвращение опасности.
TE24 – если цистерны, применяемые для битумов, оснащены разбрызгивающей штангой, прикрепленной на кончике сливного патрубка, запорное устройство, предписанное в пункте 6.8.2.2.2, возможно заменить запорным краном, монтируемым на сливном патрубке непосредственно перед разбрызгивающей штангой.