Цистерны каждого типа предназначены для одних веществ и совершенно не подходят для других. Чтобы не путаться, в договоре о перевозке опасных грузов ДОПОГ многообразие типов бочек закодировали буквами и цифрами. Убедиться, что это именно тот резервуар, помогают таблички на корпусе. Рассказываем, как кодируются и маркируются цистерны, какие и почему подходят для перевозки нефтепродуктов.
Что нужно знать об устройстве цистерны
Цистерна состоит из корпуса и отверстий для загрузки, выгрузки, обслуживания и установки предохранительных приборов.
Корпус выполняется прочным, способным выдержать:
- вес груза;
- динамические нагрузки при движении;
- давление паров.
Когда жидкость заливается самотеком, минимальное расчетное давление устанавливается, как статическое давление воды в емкости, умноженное на 2. Если же налив и слив производятся под давлением, то значение умножается на 1,3.
Для слива жидкостей используются трубопроводы, которые подходят снизу к корпусу и собираются к шкафу управления, например, сзади. Труба заканчивается двумя запирающими устройствами, которые в классификации цистерн называются затворами. Если жидкость несет повышенную опасность, еще один затвор устанавливается на выходе из корпуса, чтобы трубопровод оставался сухим. Такой затвор или донный клапан управляется дистанционно, рычагами или тросами, так как оператор не может забраться под бочку и открывать–закрывать вручную.
Сверху корпуса расположены горловины, закрытые люками, некоторых цистернах закрываются герметично, в других — нет. В герметичной емкости для выпуска лишнего давления могут устанавливаться дыхательные устройства — предохранительный и вакуумный клапан. Вакуумный клапан запускает уличный воздух, если давление становится ниже атмосферного, например, при сливе или резком охлаждении. Герметичная бочка без дыхательных устройств при перевозке закупорена, как бутылка.
Дыхательное устройство в емкости для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей должно оснащаться узлом, который не даст легковоспламеняющейся жидкости выливаться при наклоне и опрокидывании транспортного средства. Примерно так же работает автоматический воздухоотводчик в радиаторах отопления: выпускает воздух, но не выпускает жидкость. Такой механизм не дает и пламени снаружи перекинуться в корпус по ручейку жидкости.
Кодировка цистерн
Согласно ДОПОГ, кодируют четырьмя буквами и цифрами.
Буква/цифра № |
1 |
2 |
3 |
4 |
Пример |
L |
G |
B |
F |
Что означает |
Для сухих или жидких грузов |
Расчетное давление |
Где отверстия и сколько затворов |
Дыхательные и защитные устройства |
Какие варианты |
L — для жидких; S — для твердых (порошки, гранулы). |
G — минимальное расчетное давление; 1,5; 2,65; 4; 10; 15; 21 — давление в барах. |
A — отверстия снизу, два затвора; B — отверстия снизу, три затвора; C — отверстия сверху, но снизу есть люки для прочистки; D — отверстия сверху, затворы не нужны. |
V — есть дыхательные устройства; F — есть дыхательные устройства с защитой от распространения пламени; N — негерметичная; H — герметичная без дыхательных устройств. |
Для перевозки нефтепродуктов класса 3 требуются цистерны, предназначенные для жидкостей, без заданного расчетного давления, с отверстиями снизу, с тремя затворами и дыхательным устройством с защитой от распространения пламени, то есть LGBF.
Если перевозят горячий битум, гудрон, относящийся к 9 классу, то достаточно резервуара с двумя затворами и без защиты от распространения пламени, то есть LGAV.
LGBV применяются для перевозки топлива, относящегося к 9 классу опасности по температуре вспышки.
Маркировка цистерн
После изготовления цистерна маркируется, а во время перевозки дополнительно обозначается знаками опасности и табличками. Если используется для одного нефтепродукта, то знаки наносят так, чтобы они не стирались как можно дольше. В РФ бочки для нефтепродуктов красят в оранжевый цвет и выполняют крупную надпись «ОГНЕОПАСНО».
При перевозке нефтепродуктов третьего класса используется знак «Пламя на красном фоне» с цифрой 3 в нижнем углу.
Если нефтепродукт считается опасным для окружающей среды, размещают знак «Мертвая рыба, сухое дерево» на белом фоне.
Если в емкости мазут, гудрон, темные сорта топлива 9 класса, то используются знаки:
- «Вертикальные черные полосы на верхней половине белого ромба» — знак 9 класса;
- «Термометр в красной треугольной рамке на белом фоне» — если везут вещество при повышенной температуре.
На табличке указывается номер опасности и номер вещества ООН, например для бензина 33 и 1203.
Узнать, что разрешается перевозить в конкретной цистерне, можно на табличке. Маркировка выполняется штамповкой на мягком металле или непосредственно на корпусе, должна содержать:
- номер утверждения типа цистерны;
- серийный номер и год выпуска;
- наименование или логотип производителя;
- вместимость корпуса или каждой секции;
- расчетное давление и допустимую температуру.
Если автоцистерна поверена как средство измерения, на заводской табличке при каждой поверке ставят поверительное клеймо.
Чтобы понять, к перевозке каких веществ допускается цистерна, нужно изучить документ об утверждении типа, в котором записан код, специальные положения по изготовлению и испытаниям, а также допущенные вещества или группа веществ.
Рядом с заводской табличкой помещают вторую об утверждении типа, на которой зашифрован нормативный акт, на основании которого проводилось утверждение, утверждающая страна и тип транспортного средства.
Учитывая, что опасные жидкости в цистернах перевозятся транспортными средствами специальных категорий AT или FL, у водителя должен быть допуск на автомобиль, в котором обобщена информация и прямо указаны допущенные классы и вещества.
Транспортная компания ADRIATA ответственно организовывает перевозки нефтепродуктов и других опасных грузов в цистернах. Используются максимально оснащенные автомобили, разрешенные маршруты, водители проходят подготовку. Чтобы заказать перевозку или проконсультироваться, пишите в чат или звоните 8 800 775 85 62.