Минимизировать риски при перевозке опасных веществ можно за счет обучения работников складов и членов экипажа транспорта правильным действиям по предотвращению и ликвидации аварий.
Рассказываем, что следует и чего нельзя делать при выявлении нештатной ситуации, кому и как сообщать о происшествиях.
Инциденты с опасными грузами
Неприятности случаются, начиная с момента погрузки, во время транспортировки и при разгрузке. Аварией считается событие, при котором началось возгорание либо опасное вещество выбралось за пределы упаковки, емкости, сосуда, в котором находилось. Сюда же можно отнести момент, когда еще ничего не произошло, но создался большой риск выхода ситуации из–под контроля.
Авария развивается в случае:
- повреждения упаковки, неважно, по какой причине;
- возгорания вблизи груза;
- нагрева чувствительных веществ из–за изменения погоды или поломки холодильного оборудования;
- самопроизвольной химической реакции.
В результате может произойти:
- взрыв и разбрасывание вещества;
- выделение удушающего, токсичного газа;
- резкое понижение температуры из–за выхода газов;
- пожар;
- попадание едких веществ на кожу, в дыхательные пути, на предметы вокруг;
- загрязнение дорожного покрытия, водоема, почвы.
Инциденты с опасными грузами необходимо включать в отчет, в соответствии с п. 1.8.4. ДОПОГ. Информацию консультанту по безопасности передает погрузчик, перевозчик или грузополучатель. Отчет передается компетентным органам не позднее чем через месяц после события.
Есть критерии происшествий, которые требуют составления отчета:
- утечка или просыпание;
- повреждение средств удержания, которое сделало невозможным перевозку;
- подкласс 6.2;
- авария привела к смерти или травме;
- нанесен ущерб имуществу третьих лиц или окружающей среде от 50 тысяч евро;
- вызывались спасательные службы, проводилось перекрытие дорог или эвакуация.
В остальных случаях отчет для компетентных органов в соответствии с ДОПОГ может не составляться. Это не значит, что этого не требуют другие законы, например, в РФ, «О безопасности промышленных объектов».
Действия экипажа при аварии
Информация, как действовать, чем нейтрализовать и тушить вещество или изделие приводится в паспорте безопасности. В общем и целом действия экипажа описаны в письменных инструкциях. Приоритет отдается спасению людей и быстрой ликвидации возгораний.
Если в зоне поражения нет людей, не требуется оказывать экстренную первую помощь, то экипаж действует по плану:
- выбрать максимально безопасное место и остановиться;
- привести в действие стояночный тормоз;
- заглушить двигатель;
- отключить аккумулятор;
- надеть средства защиты и яркий световозвращающий жилет;
- при необходимости использовать противооткатные упоры;
- установить знаки аварийной остановки или фонари;
- приготовить документы;
- использовать огнетушители для тушения возгораний снаружи автомобиля и в двигателе;
- если понятно, что своими силами не справиться, сообщить о происшествии в спасательные службы;
- использовать приспособления и адсорбирующие материалы чтобы остановить утечку, растекание, попадание в ливневую канализацию;
- если возникла опасность взрыва, выброса, удалиться на безопасное расстояние, отговаривать других лиц приближаться;
- после ликвидации снять безопасным способом загрязненную одежду и средства индивидуальной защиты.
Не следует:
- курить рядом с местом аварии;
- включать вблизи транспортного средства переносные или штатные электроприборы;
- наступать, трогать загрязнения;
- вдыхать дым, пыль, газы, пары;
- самостоятельно открывать и тушить грузовой отсек;
Знак на скоростных магистралях следует устанавливать за 100 метров от места остановки или аварии, второй — посередине. Безопасное расстояние от места аварии — от 30 метров если выделяются токсичные вещества и до 300, если есть опасность взрыва, а укрытия нет.
Если нет респиратора или противогаза, нельзя приближаться к источнику дыма, особенно при перевозке грузов классов 2.3, 6.1. Одежду, перчатки, метлы и все что использовалось для сбора опасного вещества следует герметично упаковать в пакеты.
А что, если происшествие случилось в тоннеле?
Если впереди затор, необходимо обозначить транспортное средство в потоке световыми и звуковыми сигналами и попытаться создать дистанцию и боковой интервал до соседних машин.
Если затор в тоннеле, а транспорт с опасным грузом еще не въехал, то необходимо съехать на обочину или в боковой проезд и подождать, пока пробка рассосется.
Если в ходе движения произошло возгорание, водителю предписывается попытаться выехать из тоннеля и максимально открыть проезд, а если это невозможно — свернуть максимально в сторону, чтобы сохранить проезд, покинуть автомобиль и действовать по ситуации: либо ликвидировать, либо удалиться на безопасное расстояние.
В случае прямого участия в ДТП действия в тоннеле не отличаются от обычных. Если столкновение произошло вблизи автомобиля с опасным грузом, экипажу следует принять все меры, чтобы избежать новой аварии, а если началось возгорание — потушить своими огнетушителями.
Как вызвать спасателей
План сообщения в спасательные службы:
- Что произошло: ДТП, пожар, неисправность, проблемы со здоровьем водителя, повреждение груза при погрузочных операциях.
- Какие опасные субстанции перевозились, можно номера ООН и коды опасностей, наблюдается ли утечка, испарение, пламя, повышение температуры, необычные звуки, другие признаки бурной химической реакции.
- Где авария: адрес в населенном пункте, номер трассы и ориентир, на каком километре, координаты GPS — операторы обычно видят сами у звонящего с мобильного телефона.
Этого достаточно, чтобы спасатели выехали на место происшествия, но разговор прерывать еще рано. Нужно сообщить:
- Наличие пострадавших, какие наблюдаются повреждения, факт потери сознания.
- Свою фамилию, номер другого контактного телефона.
- Дополнительную информацию по запросу диспетчера.
Очевидно, что неправильная перевозка опасных субстанций и изделий грозит серьезными происшествиями или наказаниями в случае нарушений многочисленных требований. Если недостаточно опыта и знаний, лучше нанять специализированного перевозчика.
ADRIATA перевозит взрывоопасные, токсичные, едкие, воспламеняющиеся материалы по автодорогам, железным дорогам, воде и воздуху с 2014 года. Оказываем дополнительные услуги, чтобы решить возможные проблемы еще «на берегу». Чтобы заказать доставку или получить консультацию, пишите в чат или звоните: 8 800 775 85 62.