По данным rambler.ru в 2022 году Россия добывала 10,8 млн баррелей или 1,7 млн кубометров «черного золота» в сутки и занимала второе место в мире. Далеко не весь объем потребляется в местах добычи нефти. Основная часть транспортируется по трубам от месторождений, расположенных в богатых нефтью Ханты–Мансийском и Ямало-Ненецком АО, Татарстане, Оренбургской области до:
- заводов по переработке нефти;
- портов, где заполняют танкеры;
- сразу за границу.
Второе место среди способов транспортировки по объему перевозки занимает морской транспорт, далее идет транспортировка нефти по железной дороге. А вот автотранспортом чаще возят продукты перегонки:
- бензин;
- дизельное топливо;
- керосин;
- мазут;
- гудрон.
Хотя значительный объем продажи составляет экспорт, внутренний рынок нуждается в логистических каналах от месторождений до перерабатывающих заводов. В России самая крупная компания по трубопроводной транспортировке — это «Транснефть». На железной дороге лидерство у «Лукойл-Транс». Автоцистернами сырую нефть возят, когда нет трубы до завода.
Свойства и перевозка
Нефть — это горючая маслянистая жидкость коричневого или почти черного цвета. С химической точки зрения это смесь органических соединений — углеводородов. При добыче содержит воду, соли и твердые примеси, вроде песка. На момент транспортировки может содержать взвеси и растворенный газ, который способен выделяться при нагревании за счет испарения некоторых веществ из состава.
Любопытный факт: нефть начали добывать в Древнем мире, в качестве строительного материала, лекарства и лампового топлива, но в промышленных масштабах добыча велась уже в середине 19 века — то есть за десятки лет до внедрения двигателей внутреннего сгорания. Объяснение простое: химики получили керосин, который стали применять в плитках для приготовления пищи, так как он не дымит.
Перевозка нефти автомобильным транспортом производится цистернами. Для густых продуктов используются битумовозы с подогревом. Чтобы заправлять технику в полевых условиях, используются автоцистерны—топливозаправщики. Корпус цистерны сварен из легированной стали и разделен на отсеки. У цистерн для темных нефтепродуктов организован подогрев паром или выхлопом грузовика. Шасси прицепов и полуприцепов оснащены усиленной подвеской и собственной тормозной системой. Требования к транспортировке нефти регламентируются международными правилами ДОПОГ.
По классификации ООН относится к 3 классу опасности «Легковоспламеняющиеся жидкости». Представляет опасность для окружающей среды при разливе. Над поверхностью жидкости образуется взрывоопасная смесь с воздухом. Если в составе содержится сероводород, то пары вызывают отравление человека, что делает ее токсичной.
Жидкие углеводороды не тушат водой: это бесполезно, так как они легче воды и всплывают. Приходится тушить их пеной или углекислым газом. Жидкости сильно расширяются при нагревании, поэтому цистерны не заполняют полностью.
Основное свойство горючих жидкостей — это температура вспышки. В зависимости от данного показателя определяют, как правильно возить нефть и ее производные и как устранять последствия в случае аварии.
Стоимость перевозки нефти автотранспортом за километр пути самая высокая. Но с учетом сложностей сдачи–приемки груза и сроков доставки по железной дороге, считается, что путь до 300–400 километров дешевле проделать на грузовике.
Если недостаточно опыта и нет времени читать все правила, закажите перевозку под ключ в ADRIATA по телефону 8 800 775 85 62 или в чат на сайте.