В соответствии с международными соглашениями, конвенциями и правилами персонал, занятый работой с опасными веществами, должен обучаться и периодически аттестовываться. Поэтому правила перевозок по каждому виду транспорта оговаривают категории работников, которые должны подтверждать квалификацию свидетельствами о подготовке и сдаче экзаменов:
- водители автомобилей;
- консультанты по безопасности;
- капитаны морских и речных судов;
- сотрудники портов и аэропортов.
Российское законодательство дублирует международное, плюс устанавливает дополнительные категории сертифицированных работников:
- ответственный за безопасность перевозок;
- по ФЗ «О транспортной безопасности».
Помимо этого, учебные центры предлагают курсы обучения экспертов и аудиторов, которые консультируют компании, чтобы помочь избежать нарушений законодательства и инцидентов. Иметь в штате или пользоваться услугами таких специалистов необязательно, но в ряде случаев может сыграть роль, например, при сертификации системы качества, управления персоналом.
Рассказываем, кого и как обучают безопасному обращению и перевозке опасных грузов на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
Подготовка персонала на автотранспорте и складах
В автоперевозках опасных грузов задействованы:
- водители автомобилей;
- компании–перевозчики;
- склады, осуществляющие такелажные работы и хранение опасных веществ.
Для водителей существуют курсы базовой и специальной подготовки:
- основная для первого получения свидетельства ДОПОГ;
- специальная по перевозкам в цистернах;
- транспортировка взрывчатых 1 класса;
- курс по радиоактивным материалам;
- переподготовка водителей, уже проходивших обучение.
Свидетельство выдается на 5 лет по итогам экзамена и распространяется на изученные классы и способы перевозки.
Руководство и инженеры компаний могут, но не обязаны, пройти курсы по транспортировке и обработке взрыво– и пожароопасных, токсичных, коррозионных веществ, складской логистике, организации мультимодальных перевозок. В ряде случаев свидетельство позволяет лицам занимать определенные должности и дает право компаниям получать лицензии на некоторые виды деятельности.
Консультант по вопросам безопасности перевозок опасных грузов — специалист, которого компании обязаны «назначить» или услугами которого должны пользоваться, организуя операции с ОГ. Проходят самый длинный курс подготовки (78 академических часов), сдают серьезный экзамен и получают свидетельство. Без помощи консультанта невозможно получить разрешение на перевозку грузов повышенной опасности по РФ.
Работать «ответственным» за безопасность можно, имея опыт работы в транспортной сфере и профильное высшее или среднее образование, но рекомендуется все же пройти соответствующее обучение, чтобы качественно исполнять должностные обязанности.
Каким работникам железной дороги нужны курсы по опасным грузам
На железнодорожном транспорте подготовка проводится для работников станций и грузовых терминалов. Машинисты обучаются и аттестуются по тематике ОГ в ходе профессиональной подготовки.
Поэтому руководство, ИТР и даже рядовой персонал, задействованный в погрузке и разгрузке, проходят обучение и периодическую аттестацию. На это указывают требования международных документов, базирующихся на Типовых правилах ООН и приказы Минтранса касательно аттестации работников.
Так как деятельность по погрузке–разгрузке на железной дороге подлежит лицензированию, сотрудники рабочих профессий, задействованные в операциях с ОГ, обучаются и получают соответствующие свидетельства:
- погрузочно–разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
- сливо–наливные операции на железнодорожном транспорте.
Сертификация работников авиации для операций с опасными грузами
Авиатранспорт отличается от других четким делением персонала на категории, в зависимости от зоны ответственности. Россия присоединилась к международным соглашениям в области авиасообщения (ИКАО, ИАТА), поэтому система сертификации единообразна как для внутренних перевозок, так и для международных.
Все работники, имеющие дело с опасными веществами должны пройти обучение и периодическую аттестацию на категорию:
- кабинный экипаж, другие члены команды;
- служащие, занимающиеся обеспечением полетов, диспетчеры;
- ответственные за планирование загрузки воздушного судна;
- персонал, ответственный за обработку грузов на складах, загрузку и разгрузку грузовых отсеков самолета;
- сотрудники, принимающие багаж, задействованные в зонах посадки на борт, чьи функции предполагают прямой контакт с пассажирами в аэропорту;
- лица, производящие досмотр пассажиров и членов экипажа, а также их багажа, грузов и почты.
К операциям с опасными материалами допускают сотрудников с опытом работы от 2 лет в авиации. Раньше просто невозможно сдать на повышенную категорию и получит расширенный допуск.
Обучение экипажа морских и речных судов
Водный транспорт отличается рекордным количеством правил, кодексов и сборников.
Кроме российской нормативной базы необходимо знать: Международный морской кодекс по ОГ (МК МПОГ), Европейское соглашение о международной перевозке ОГ по внутренним водным путям (ВОПОГ), Кодекс практики ИМО/МОТ/ЕЭК ООН по укладке грузов в грузовые транспортные единицы (Кодекс ГТЕ), Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море (СОЛАС 74), Международную конвенцию о предотвращении загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), Международную конвенцию по безопасным контейнерам (КБК), Конвенцию Международной Организации Труда № 186 «О труде в морском судоходстве», Наставление ОКИМФ по швартовному оборудованию.
Чтобы стать капитаном судна, плавающего под флагом РФ, гражданин Российской Федерации должен иметь действующий диплом. При этом, если речное судно перевозит, буксирует баржи, с опасными твердыми и жидкими субстанциями, капитан уже должен иметь свидетельство об аттестации капитана судна внутреннего плавания. Экипажи и капитаны морских кораблей изучают тематику грузов с опасностями в рамках профессиональной подготовки.
Курсы обучения делятся на:
- речные и морские;
- перевозка сухих грузов или танкерами;
- погрузочно–разгрузочная деятельность.
Специализированные курсы:
- по газам и по химическим продуктам;
- транспортная безопасность морского транспорта и терминалов;
- обучение по требованиям главы 1.3 МКМПОГ;
- эксперт в сфере охраны труда в морском судоходстве;
- транспортно–складская логистика применительно к ОГ.
Портовая деятельность подлежит лицензированию, а сертификация персонала обязательна для получения разрешений. При перевозках за рубеж, государства договорились взаимно доверять компетентным органам других стран, поэтому команды кораблей и принимающие порты полагаются на персонал отправляющего терминала.
Понятно, что транспортировка опасных материалов и изделий осуществляется с соблюдением огромного числа правил, законов, кодексов отдельных стран, экономических союзов и ООН. Без знаний и опыта легко совершить дорогостоящую ошибку.
Компания ADRIATA перевозит взрывоопасные, токсичные, ядовитые, пожароопасные материалы по автодорогам, железным дорогам, воде и воздуху с 2014 года. Сопровождаем транспортировку дополнительными услугами, чтобы решить возможные затруднения еще «на берегу». Чтобы заказать доставку или получить консультацию, пишите в чат или звоните: 8 800 775 85 62.