Многие вещества и изделия в силу присущих им свойств при транспортировке могут нанести серьезный вред людям, имуществу, природе. Если при обычной транспортировке главное — сохранить груз, то здесь на первый план выходит задача не нанести ущерб.
ООН в середине 20 века утвердила ряд правил и справочников, которые позволили максимально упростить и унифицировать упаковку, маркировку, сопроводительную документацию и требования к международным перевозкам опасных грузов на разных видах транспорта. К концу 20 века задумались о предотвращении незаконного вмешательства.
Несмотря на общую основу, на земле, на воде и в воздухе действуют свои правила и есть особенности упаковки, маркировки и процесса перевозки.
Рассказываем, в чем отличия и к чему готовиться при мультимодальной доставке ОГ, особенно за рубеж и обратно в РФ или на территорию Таможенного союза.
Классификация опасностей и маркировка химической продукции ООН
Научно обоснованная классификация и правила обращения с опасными веществами от ООН составляют сборник «Оранжевая книга», куда входит «согласованная на глобальном уровне классификация» и «Типовые правила».
Справочник ООН содержит перечень веществ, состоящий из четырехзначного номера и одного или нескольких наименований:
1079 СЕРЫ ДИОКСИД
1169 ЭКСТРАКТЫ АРОМАТИЧЕСКИЕ ЖИДКИЕ (давление паров при 50°С более 110 кПа)
1169 ЭКСТРАКТЫ АРОМАТИЧЕСКИЕ ЖИДКИЕ (давление паров при 50°С не более 110 кПа)
Перечень прямо относит вещества к определенным классам опасности от 1 до 9, а Рекомендации ООН предписывают обозначать информационными знаками, независимо от вида транспорта и содержат инструкции, как обезопасить процесс транспортировки, по принципам:
- вещество следует упаковать так, чтобы ни при нормальных условиях, ни в аварийной ситуации не допустить взрыва, пожара, разлива, нежелательной реакции, отравления людей, животных и окружающей среды;
- людей, задействованных в погрузке и доставке необходимо предупредить, с чем имеют дело: упаковки маркируются, экипаж инструктируется и специально обучается безопасным приемам погрузки–разгрузки, транспортировки и ликвидации аварийных ситуаций, включая спасение собственных жизней;
- транспортные средства, упаковка, сосуды, емкости, контейнеры должны быть конструктивно пригодны для принятия ОГ.
Инструкции по перевозке опасных грузов по видам транспорта
Учитывая, что риски вреда людям, имуществу, окружающей и морской среде неодинаковые, разработали отдельные правила:
- автомобильные: ДОПОГ;
- железнодорожные: МПОГ, СМГС,КОТИФ;
- морские: МКМПОГ, МАРПОЛ, Солас;
- внутренние водные: (речные) ВОПОГ;
- воздушные: инструкции ИКАО и IATA DGR.
И другие документы, касающихся транспортировки, защите окружающей среды, обращению с радиоактивными материалами и так далее.
Самый опасный вид — автомобильный, так как движется по общим дорогам, ближе всего к людям, строениям, животным, природе, чаще всего происходят аварии, хотя их последствия не настолько тяжелые. Поэтому:
- автотранспорт дополнительно маркируется, так как движется в потоке с обычными машинами;
- рационально выбирается маршрут, в обход густонаселенных районов, туннелей;
- транспортное средство запрещается оставлять без наблюдения, чтобы предотвратить хищение, угон и вовремя заметить нештатную ситуацию.
Достаточно строгие правила на железной дороге: пути близко расположены к жилой и промышленной инфраструктуре, рядом с товарными проходят пассажирские поезда, перевозятся большие объемы веществ, последствия аварий тяжелые, в том числе, из–за важности железнодорожных путей для поддержания нормальной жизни в стране, территории.
Строгие правила упаковки в авиации объясняются тем, что последствия повреждения упаковок опасны, а экипаж не в состоянии контролировать во время перелета, многие аварийные ситуации заканчиваются катастрофами.
Особенности доставки по морю
Судами выгодно транспортировать на большие расстояния. Основные правила перевозок собраны в МКМПОГ (IMDG Code). Положения разрешают перевозить любые вещества при соблюдении условий:
- разделять грузы по разным местам;
- размещать в специализированных отсеках взрывоопасные, выделяющие газ, легковоспламеняющиеся вещества;
- судно оснащается системами автоматического пожаротушения;
- контейнеры, емкости и сосуды сопровождаются свидетельствами о соответствии типу;
- суда и упаковка маркируются знаками, стойкими к контакту с морской водой;
- береговой персонал проходит обучение;
- команда серьезно обучается действиям в аварийной ситуации, ссылки на специальные инструкции (карточки) по каждому веществу.
В целом, структура документа практически совпадает с ДОПОГ, отличия, в основном, в требованиях и документации на судно и груз.
Транспортировка по железной дороге
Классификация, требования к упаковке и маркировке и ряд других положений железнодорожных правил совпадает с ДОПОГ. При этом прослеживается специфика: номера аварийных карточек, нормы прикрытия, штемпели опасности, условия роспуска с горки.
Особенность перевозок по ЖД в России в том, что существует Алфавитный указатель грузов, номер в котором имеет приоритет над нумерацией ООН. Если в Перечне отсутствует стандартная аварийная карточка, грузоотправитель должен самостоятельно разработать ее и приложить к накладной.
Позиции, специально отмеченные в указателе, не принимаются без сопровождения проводников, представляющих компанию–грузоотправителя. Работники проходят обучение, инструктаж, снабжаются комплектом средств индивидуальной защиты, спасательного инвентаря, средств нейтрализации и дегазации.
В крытых вагонах перевозят отправления в упаковках, которые в РФ должны соответствовать ГОСТ 26319–2020, при международной перевозке — правилам RID.
Авиаперевозка опасных грузов
Правила международной организации гражданской авиации ИКАО (ICAO) и IATA (ассоциации воздушного транспорта) собраны в документах «Технические инструкции по безопасной перевозке ОГ» Doc 9284 AN/905 и «IATA DGR».
Основные отличие транспортировки по воздуху:
- перепады давления (уменьшение на 0,8 атмосферы на высоте 11 километров);
- вибрация (0,5–5 мм на частотах 200–7 Гц);
- изменения температуры от –60 до +60°С;
- перегрузки от 3 до 9g.
При утечке в грузовом отсеке удалить поврежденную упаковку невозможно и некому. Поэтому на авиатранспорте запрещено перевозить больше всего ОГ, среди которых:
- взрывчатка, чувствительная к ударам, вибрации, температуре;
- химикаты, способные на бурную реакцию;
- сжатые, сжиженные газы, при перепаде давления нагревающие сосуды, в которых содержатся.
Основной документ — декларация о перевозке опасного груза. Паспорт безопасности (MSDS) должен храниться у грузоотправителя в оригинале.
Не имея знаний и опыта достаточно организовать транспортировку опасного веществ затруднительно. Необходимо выполнять десятки требований, знать исключения и инструкции.
Компания ADRIATA доставляет опасные грузы автомобилями, вагонами, контейнерами, кораблями и самолетами с 2014 года. Сопровождаем транспортировку дополнительными услугами. Чтобы заказать доставку или получить консультацию, пишите в чат или звоните: 8 800 775 85 62.