Зная, что транспортировка веществ, представляющих угрозу людям, имуществу, окружающей среде, способна привести к катастрофе, международные организации, государства и соответствующие службы, работники складов, портов и транспорта обязаны прилагать усилия по предотвращению аварийных ситуаций.
Рассказываем, какие опасности возникают при транспортировке взрывчатых, воспламеняющихся, ядовитых веществ и как предотвратить развитие аварийных ситуаций в техногенную катастрофу.
Опасности при перевозке
Опасными грузами считаются вещества, субстанции, материалы, изделия, которые в случае несоблюдения условий транспортировки способны нанести вред людям, имуществу и дорожным сооружениям, окружающей среде, включая море.
ООН в середине 20 века выработала единый подход к определению, какие вещества при перевозке представляют угрозу, то есть способны:
- взорваться;
- загореться и усиливать горение;
- отравить людей, животных при вдыхании или попадании внутрь, испускать вредную для здоровья при вдыхании пыль;
- вызвать удушье, вытеснив воздух из грузового отсека, или обморожение при выходе газов;
- заразить людей, скот и дикую природу несвойственной инфекцией, патогеном, паразитом, генетически измененными организмами;
- вызвать радиоактивное загрязнение, облучить организмы;
- разъедать живые ткани и материалы;
- нанести вред окружающей среде;
- причинять ожоги за счет высокой температуры.
Химические вещества чаще всего обладают несколькими видами опасности, например: горят, выделяя токсичные газы, и разъедают кожу при попадании. Чтобы управлять рисками при перевозках опасных субстанций, были выработаны правила, основанные на принципах:
- каждое вещество, изделие, субстанция подлежит четкой идентификации — только зная, что перевозится, удается предотвратить вред;
- соединения делятся на классы опасности и группы упаковки;
- наиболее угрожающие субстанции запрещены к доставке тем или иным видом транспорта или наливом, навалом, в крупной таре;
- регламентированы способы упаковки материалов и изделий в зависимости от свойств;
- люди–участники процесса должны быть предупреждены о том, что перевозится и обучены безопасному обращению, ликвидации нештатных ситуаций, первой помощи и спасательным действиям;
- на лиц и компании возлагаются обязанности, за нарушение которых предусмотрена ответственность;
- создана система сертификации тары, сосудов, транспорта на основе испытаний, методики и результаты которых взаимно признаются странами мирового сообщества;
- перевозка происходит в специальных условиях, гарантирующих безопасность;
- на транспортной единице вместе с товарами следуют материалы, инвентарь, средства защиты, помогающие предотвратить или минимизировать последствия чрезвычайной ситуации.
Опасные факторы и предотвращение аварий
У каждой нештатной ситуации есть спусковой механизм, событие, предотвратив которое, можно избежать тяжелых последствий. В зависимости от химических, физических свойств, формы предъявления, нештатные ситуации начинаются с:
- утечки из емкости, сосуда, просыпания содержимого упаковок из–за повреждения, по любой причине;
- возгорания вблизи транспорта или тары;
- контакта с источником зажигания: пламенем, искрой, перегретой поверхностью;
- нагрева из–за источников тепла, пламени, изменения погоды или поломки холодильного оборудования;
- самопроизвольной химической реакции, попадания воды, контакта с воздухом;
- незаконного завладения грузом или транспортом.
Предотвратить чрезвычайное происшествие лучше до начала, соблюдая правила профилактики:
- грузоотправители имеют право передавать груз только известному перевозчику;
- экипаж перед погрузкой должен проверить, что перевозится, подходит ли для конкретного транспорта, каких условий требует и в порядке ли документы;
- проверять целостность тары, контейнеров, сосудов не только по документами, но и визуально;
- соблюдать маршрут и условия транспортировки;
- постоянно наблюдать за перевозимыми товарами и транспортом;
- не медлить с разгрузкой по прибытии на место;
- после транспортировки опасных веществ очищать, дезактивировать, дезинфицировать или уничтожать тару, контейнеры, контактировавшие с химикатом;
- в случае аварии экипаж действует по заранее известным инструкциям;
- об аварийных ситуациях передается информация в соответствующие службы.
- компетентные органы стран обязаны помогать попавшим в аварию экипажам транспортных средств: перегрузить товар, оформит документы, утилизировать опасные материалы, если дальнейшая перевозка невозможна.
Особенности профилактики на автомобильном, железнодорожном, морском и воздушном транспорте
На автодорогах чаще всего происходят аварии, хотя их последствия редко бывают катастрофическими. Поэтому маршрут строится рационально, в обход жилых районов, туннелей. Машины запрещено бросать без присмотра, чтобы предотвратить хищение, угон и вовремя заметить аварийную ситуацию.
На железной дороге строгие правила, так как перевозятся большие объемы веществ, последствия аварий тяжелые и нужно сберечь жилую и промышленную инфраструктуру, в том числе, железнодорожные пути, мосты. Для ж/д перевозок разрабатываются аварийные карточки, нормы прикрытия, штемпели опасности, условия роспуска с горки. Если в отсутствует стандартная аварийная карточка, грузоотправитель должен самостоятельно разработать. Часть отправлений принимаются только в сопровождении проводников.
Правила в авиации учитывают, что последствия повреждения упаковок чрезвычайно опасны. Экипаж не имеет возможности контролировать груз во время перелета, поэтому многие аварийные ситуации заканчиваются катастрофами. Поэтому на авиатранспорте запрещено перевозить больше всего товаров: взрывчатку, химикаты, способные на бурную реакцию, сжатые, сжиженные газы и так далее.
Перевозить морем достаточно безопасно, если:
- разделять материалы и изделия по разным отсекам;
- размещать в специализированных помещениях взрывоопасные, выделяющие газ, легковоспламеняющиеся вещества;
- судно оснащается системами автоматического пожаротушения.
За нарушение правил и законов предусмотрена ответственность. Штраф в России достигает 60 000 рублей на должностных лиц, а размер компенсации ущерба исчисляется миллионами. Еще строже санкции в странах Европы. Кроме того, деятельность предприятия могут приостановить на срок от 90 суток до полной ликвидации или лишить лицензии.
Компания ADRIATA перевозит опасные грузы с 2014 года автотранспортом, по железной дороге, по морю, по воздуху. Оказываем дополнительные услуги, принимаем срочные и нестандартные заказы. Чтобы заказать перевозку или получить консультацию, пишите в чат или звоните: 8 800 775 85 62.