Классификация автомобильных цистерн для нефтепродуктов
Для доставки нефтепродуктов применяются встроенные цистерны, которые монтируются на транспортном средстве стационарно или являются составной частью рамы.
Автоцистерны — специализированные транспортные средства, в составе которых присутствует одна или несколько встроенных цистерн, предназначаются для составов, смесей, веществ в газообразном, жидком состоянии, грузов в виде порошка или гранул.
Транспортная единица — состав из ТС с прицепом или только автотранспортное средство без прицепа.
Седельные автопоезда, состоящие из полуприцепа–цистерны и седельного тягача, применяются для перемещения бензина на автозаправочные станции, а также для снабжения крупных промышленных предприятий. Автоцистерны без прицепа применяются для заправки техники, доставки нефтепродуктов на небольшие предприятия и частным потребителям, а также для перевозки нефтепродуктов на те предприятия и автозаправочные станции, на которые доставка топлива седельными автопоездами по каким–либо причинам невозможна, затруднена или нецелесообразна. Часто используются прицепные автопоезда, состоящие из автомобильной цистерны и прицепа–цистерны.
Транспортная единица, загруженная опасными грузами, не должна состоять из более чем одного прицепа или полуприцепа.
Автоцистерны для нефтепродуктов классифицируются по следующим характеристикам:
- назначение;
- тип несущего элемента базового шасси;
- тип базового шасси и максимально разрешенная масса;
- вид нефтепродукта.
По назначению цистерны бывают транспортные — для перевозки нефтепродуктов и заправочные, которые используют для транспортировки и сливно–наливных операций.
Конструкции шасси цистерн различают рамные и безрамные, которые имеют свойства: габариты, допустимая полная масса, грузоподъемность, проходимость. Низко расположенный центр тяжести, способствующий высокой устойчивости автоцистерны, значительная вместимость при сохранении максимальной допустимой массы ТС и ряд других преимуществ безрамной (несущей) конструкции послужили тому, что большинство современных полуприцепов–цистерн для нефтепродуктов изготавливаются в безрамном исполнении.
В зависимости от типа базового шасси и разрешенной максимальной массы, по классификации, приведенной в Сводной резолюции о конструкции ТС (СР.3), автоцистерны для нефтепродуктов, попадающие под требования ДОПОГ, относят к категориям N и O. Категория N включает автотранспорт с двигателем, категорию O составляют прицепы.
Категория N — механические ТС, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки грузов.
- Категория N1: транспортные средства с максимально разрешенной массой не более 3,5 тонн;
- Категория N2: транспортные средства с максимально разрешенной массой выше 3,5 тонн, но не более 12 тонн;
- Категория N3: транспортные средства с максимально разрешенной массой более 12 тонн.
Категория О — прицепы (включая полуприцепы):
- Категория О2: прицепы с максимальной массой более 0,75 тонн, но не выше 3,5 тонн;
- Категория ОЗ: прицепы с максимальной массой более 3,5 тонн, но не выше 10 тонн;
- Категория О4: прицепы с максимальной массой свыше 10 тонн.
Правительство Российской Федерации утвердило параметры веса и габаритов автоцистерн, которые регламентируются Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом. Полная масса автомобильных цистерн не должна превышать величин, указанных в таблице 3.1, которая будет приведена ниже.
В таблицах 3.2 и 3.3 указаны параметры, которые запрещено превышать цистернам, имеющим оси с односкатными и двускатными колесами. Оси с односкатными и двускатными колесами, объединенные в группу сближенных осей, следует рассматривать как сближенные оси с односкатными колесами. Для осей, которые сдвоены и строены, при этом конструктивно объединены в одну тележку, допустимая осевая нагрузка рассчитывается путем деления значения общей допустимой нагрузки на число осей. Возможно распределение нагрузок в неравномерных долях для двухосных и трехосных тележек, если общая нагрузка на тележку не выше допустимой, а нагрузка на самую нагруженную ось не превышает допустимую для соответствующей одиночной оси.
Таблица 3.1. Указание допустимых масс ТС
Описание транспортной единицы | Допустимая масса ТС |
Одиночные автомобили |
|
Двухосные | 18 тонн |
Трехосные | 25 тонн |
Четырехосные | 32 тонн |
Пятиосные | 35 тонн |
Автопоезда седельные и прицепные | |
Трехосные | 28 тонн |
Четырехосные | 36 тонн |
Пятиосные | 40 тонн |
Шестиосные и выше | 44 тонн |
Таблица 3.2. Указание допустимых осевых нагрузок ТС (односкатные оси)
Расположение осей | Расстояние между сближенными осями, м | Допустимая нагрузка на ось (для одиночных осей) или тележку (для сближенных осей) для автодорог, рассчитанных на осевую нагрузку | ||
6 т/ось | 10 т/ось | 11,5 т/ось | ||
Одиночные | Выше 2,5 | 5,5 | 9,0 | 10,5 |
Сдвоенные | Не выше 1 | 8,0 | 10,0 | 11,5 |
Выше 1, но не выше 1,3 | 9,0 | 13,0 | 14,0 | |
Выше 1,3, но не выше 1,8 | 10,0 | 15,0 | 17,0 | |
Свыше 1,8, но не выше 2,5 | 11,0 | 17,0 | 18,0 | |
Строенные | Не выше 1 | 11,0 | 15,0 | 17,0 |
Выше 1, но не выше 1,3 | 12,0 | 18,0 | 20,0 | |
Выше 1,3, но не выше 1,8 | 13,5 | 21,01 | 23,5 | |
Выше 1,8, но не выше 2,5 | 15,0 | 22,0 | 25,0 |
1 - для ТС, оснащенных пневматической (или эквивалентной) подвеской, допускается нагрузка на тележку 22,5 тонны.
Таблица 3.3. Указание допустимых осевых нагрузок ТС (двухскатные оси)
Расположение осей | Расстояние между сближенными осями, м | Допустимая нагрузка на ось (для одиночных осей) или тележку (для сближенных осей) для автодорог, рассчитанных на осевую нагрузку | ||
6 тонн/ось | 10 тонн/ось | 11,5 тонн/ось | ||
Одиночные | Выше 2,5 | 6,0 | 10,0 | 11,5 |
Сдвоенные | Не выше 1 | 9,0 | 11,0 | 12,5 |
Выше 1, но не выше 1,3 | 10,0 | 14,0 | 16,0 | |
Выше 1,3, но не выше 1,8 | 11,0 | 16,0 | 18,0 | |
Выше 1,8, но не выше 2,5 | 12,0 | 18,0 | 20,0 | |
Строенные | Не выше 1 | 12,0 | 16,5 | 18,0 |
Выше 1, но не выше 1,3 | 13,0 | 19,5 | 21,0 | |
Выше 1,3, но не выше 1,8 | 15,0 | 22,5 | 24,0 | |
Выше 1,8, но не выше 2,5 | 16,0 | 23,0 | 26,0 |
Наибольшие габариты автомобильных ТС и автопоездов: ширина — 2,55 метра, высота — 4 метра. Наглядно максимальные габариты продемонстрированы на рисунке 3.2.
Максимальная разрешенная длина одиночного ТС (включая прицепы) составляет 12 метров, автопоезда — 20 метров.
Классификация специализированных ТС по видам перевозимых опасных грузов обуславливается различием их физико-химических характеристик.
Нормативные положения главы 9.1 ДОПОГ устанавливают, что автоцистерны и тягачи для полуприцепов-–цистерн относятся к типам АТ и FL. Некоторые ТС попадают под несколько категорий например — FL и АТ.
Транспортные средства для доставки нефтепродуктов с температурой вспышки не выше 60 градусов (за исключением дизтоплива с № ООН 1202, соответствующего стандарту ЕN 590:2013+АС:2014 с температурой вспышки, указанной в этом стандарте) во встроенных цистернах вместимостью более 1 кубического метра, относят к типу AT.
На ТС для доставки нефтепродуктов во встроенных цистернах компетентным органом страны–-участницы ДОПОГ выдается свидетельство о допущении. В документесвидетельстве указывается код цистерны, по которому определяют, какие грузы разрешено в ней перевозить.
Показатели, характеризующие нефтепродукты, для транспортировки которых подходит автоцистерна, указываются также в эксплуатационной документации. Грузы, для доставки которых применяются автомобильные цистерны, указываются в свидетельстве официального утверждения типа, выданном соответствующими компетентными органами.