Ответственность за выполнение операций с опасными грузами возлагается на отправляющую, принимающую сторону, перевозчика или экспедитора. С отправляющей стороны выделяют упаковщика, погрузчика, ответственного за наполнение и оператора контейнера–цистерны. На принимающей стороне работы производит разгрузчик.
Рассказываем, какие обязанности возложены на участников, чем отличается экспедитор от перевозчика и в чем специфика, если перевозят опасные вещества.
Отличие перевозчика от экспедитора
Федеральный закон «О транспортно–экспедиционной деятельности» определяет функции, как услуги по организации перевозок и оформлению документов.
Не следует путать: штатная единица «экспедитор», «водитель–экспедитор» — это сотрудник с постоянной доверенностью, или на которого оформлен приказ о возложении материальной ответственности и права подписи. На «обычного» водителя иногда оформляется разовая доверенность на получение груза, что позволяет расписываться в графе «Получил», а «экспедитор» является доверенным лицом компании отправителя или получателя на постоянной основе.
Экспедитор — обычно компания — оказывает услуги, обязуясь организовать доставку груза «из пункта А в пункт Б» так, что клиенту не нужно нанимать транспорт, продумывать маршрут, беспокоиться за перегрузку, хранение в пути, режим отдыха водителя. Может перевозить собственным транспортом или заключать договор перевозки.
Перевозчик, наоборот, оказывает услугу транспортировки «из пункта А в пункт Б», принимая груз под свою ответственность на основании предоставленных документов и соблюдает условия перевозки, срок доставки. Договор может быть составлен как с грузоотправителем или грузополучателем, так и с экспедитором.
Отличие в том, что экспедитор, решая задачи клиента, выступает как агрегатор: собирает потребности клиента и как можно выгоднее и качественнее решает, чтобы получить прибыль. Перевозчик, как водитель такси: подает транспорт по адресу погрузки и везет к пункту разгрузки за фиксированную плату. Кроме перевозки, поручают услуги по дополнительной упаковке, маркировке, погрузке–разгрузке, страхованию, таможенному оформлению груза. Выполнять услуги компания вправе своими силами или нанимать сторонних исполнителей.
Что касается опасных грузов, особых обязанностей в связи с характером отправления не возникает. В законе сделана единственная оговорка: запросить все положенные документы и принимать, только если клиент в письменной форме передал информацию, как следует перевезти конкретное отправление.
Обязанности перевозчика
Именно перевозчик, или его представитель в лице водителя, других членов экипажа, должен перед перевозкой (а точнее, перед принятием на борт) убедиться, что груз допущен к перевозке данным видом транспорта, правильно упакован и маркирован, тара целая, а документы в порядке. Когда отправляемые вещества требуют специальных условий, информацию об этом должен предоставить грузоотправитель, иначе перевозчик не принимает на борт и не берется за перевозку.
В целостности тары, контейнеров, сосудов нужно убедиться визуально, то есть личным осмотром.
Перевозчик несет ответственность за
- срок действия свидетельств о допущении транспортного средства к перевозке;
- соответствие типа цистерн, контейнеров большой и средней грузоподъемности;
- срок проверки цистерн, сосудов, баллонов;
- недопущение перегруза;
- маркировку автотранспорта большими знаками.
При этом, когда ведется погрузка на судно, не требуется досматривать контейнеры, на которые передано надлежащее «Свидетельство о загрузке».
Что делать, если в ходе рейса выявились нарушения, из–за которых транспортировка перестала быть безопасной? В первую очередь, действия перевозчика зависят от вида транспорта. Если автомобиль или вагон (группу) необходимо остановить в безопасном месте и дождаться инструкций, то самолет и корабль либо вернутся в порт, аэропорт отправления, либо доберутся до пункта назначения как есть, в зависимости от инструкций по безопасности на данном виде транспорта.
Международные соглашения обязывают компетентные органы стран помогать таким, попавшим в затруднительную ситуацию экипажам транспортных средств, содействовать в перегрузке, документальном сопровождении или утилизации.
Солидный блок правил касается действий в случае нештатной ситуации. Главное: уведомить компетентные органы страны, где случился инцидент, предотвратить распространение аварии, минимизировать ущерб, сохранить жизни экипажа и гражданских лиц.
Обязанности получателей опасных грузов
На грузополучателей возлагают обязанность проверить документы, и незамедлительно разгрузить транспорт, если нет видимых причин оставит на борту. После этого осуществляется проверка контейнеров.
Даже если крупногабаритная тара повреждена и требует ремонта, получатель не должен возвращать партию на борт, до устранения неполадок.
Разгрузчик отвечает за соответствие того, что указано в документах и на упаковках. Принимает меры, чтобы разгрузка даже поврежденных упаковок прошла безопасно. После такелажных работ очищает тару, цистерны, транспортное средство, контейнер от остатков.
В зависимости от вещества, контейнеры, отсеки нужно обеззаразить, нейтрализовать, дезактивировать. Только после этого разрешается удалить знаки опасности.
Понятно, что перевозка производится с соблюдением огромного числа правил, законов нескольких стран, союзов, экономических зон. Не имея знаний и опыта организовать работу сложно, вероятность дорогостоящих ошибок велика.
Компания ADRIATA перевозит радиоактивные, взрывоопасные, токсичные, ядовитые, пожароопасные материалы по автодорогам, железным дорогам, воде и воздуху с 2014 года. Сопровождаем транспортировку дополнительными услугами, чтобы решить возможные затруднения еще «на берегу». Чтобы заказать доставку или получить консультацию, пишите в чат или звоните: 8 800 775 85 62.