При выполнении сливо-наливных операций сцепление транспортных цистерн с прочими емкостями реализуется посредством напорно-всасывающих и раздаточных рукавов разнообразных конструкций. Для ускорения процесса слива нефтепродуктов патрубки цистерн и концы рукавов снабжаются соединительными муфтами, которые на рукавах заземляются
Устройства изготавливаются из металла, исключающего искрообразование при ударном воздействии, а тип определяется родом груза и методом слива.
Быстроразъемные сцепления состоят из ответной и приемной частей. Для стыковки автоцистерн для транспортировки нефтепродуктов с другими емкостями наиболее часто используются кулачковые (cam locking), ТW и АРI соединения.
Кулачковое соединение (cam locking)
В кулачковых быстроразъемных сцеплениях (рисунок 3.20) взаимная фиксация ответной и приемной частей осуществляется при помощи двух прижимных рычагов, расположенных на ней.
В открытом состоянии рычаги расположены под углом 90° к корпусу, когда прижимаются к соединению, кулачки попадают в пазы ответной части и сцепление надежно смыкается.
TW соединение
Аббревиатура «TW» образована от немецкого слова «Tankwagen», что переводится как «автоцистерна». Фото приспособления приведено ниже, на рисунке 3.21.
Для смыкания частей TW соединения необходимо, чтобы шипы ответной части попали в пазы приемной. Фиксация осуществляется посредством накидного кольца с рычагом. Кольцо надвигается на стыковку, затягивается поворотом вокруг собственной оси и стопорится прижатием рычага к сцепке.
API соединение
Аббревиатура «API» представляет собой сокращение названия американского института нефти «American Petroleum Institute». В этом институте был разработан стандарт, который устанавливает нормативные требования для данного типа сцепления. Фото приспособления приведено ниже на рисунке 3.22.
API соединения чаще всего используются на автоцистернах для нефтепродуктов, оборудование которых позволяет осуществлять загрузку через нижний патрубок. Является сухим, открывается при смыкании и закрывается при размыкании. Это позволяет минимизировать утечку топлива при подсоединении и отсоединении напорно-всасывающего рукава.
Ответной частью стыковки является API-клапан, устанавливаемый на разгрузочный патрубок цистерны и функционально представляющий собой тарельчатый подпружиненный клапан со специализированной геометрией носовой сцепной части. Существует 2 вида таких клапанов: с рычагом для ручного открытия клапана и без такового.
Для смыкания частей сцепки нужно совместить две составных и прижать друг к другу до фиксации.
Открытие API-клапана осуществляется поворотом рычага, расположенного на приемной части соединения. В этом случае клапан не может быть открыт, если обе части стыковки неправильно подключены друг к другу. На практике, не все емкости оборудуются патрубками с подходящими муфтами, поэтому водителю необходимо побеспокоиться о наличии необходимых переходников. Переходник АРI и TW соединений показан на следующем рисунке:
При использовании такого переходника АРI соединение не является сухим. Для обеспечения герметичности стыковки, водителю необходимо следить за блокированием муфт после подсоединения шланга.