Бензин, дизельное топливо, мазут, гудрон и другие нефтепродукты считаются опасным грузом 3 или 9 класса при перевозке, поэтому к конструкции цистерн и транспортных средств предъявляются повышенные требования. Нормы содержатся в ДОПОГ, правилах и законах РФ и стран, по которым пролегает маршрут.
ДОПОГ — европейское соглашение о безопасности перевозок опасных веществ по дорогам. Россия и некоторые страны бывшего СССР присоединились к договору и теперь обязаны соблюдать правила при перевозке внутри и за пределами страны.
В статье рассказываем о конструкции и требованиях к емкостям ДОПОГ, о грузоподъемности и габаритах автомобилей и автопоездов, о специализированных транспортных средствах FL и AT.
Требования к цистернам
Требования к бочкам зафиксированы в разделе 6.8 ДОПОГ и распространяются на конструкцию емкостей и испытания.
Цистерна состоит из:
- корпуса, который состоит из:
- внутренних стенок и покрытия;
- переборок и волнорезов;
- ребер жесткости и накладок;
- нагревательной рубашки, теплоизоляции;
- горловин и люков;
- наружной обшивки;
- выходных трубопроводов;
- запорных устройств;
- шкафа управления;
- дыхательных и предохранительных устройств;
- лестниц, помостов, ограждений.
По российским стандартам емкости для перевозки светлых нефтепродуктов окрашивают оранжевым и выполняют крупную надпись «Огнеопасно». Корпуса должны иметь устройство заземления.
Снаружи емкости изготавливаются из стали или алюминиевых сплавов круглой, эллиптической или чемоданной формы. Конструкция утверждается компетентным органом, так как корпусу необходимо выдерживать давление жидкости при транспортировке: по оси движения и снизу вверх удвоенную общую массу, в остальных направлениях — одинарную.
Толщина стенок рассчитывается по определенным формулам и не может быть меньше 5 мм для цистерн 1,8 м в диаметре и не меньше 6мм, если диаметр больше 1,8 м. Переборки и волнорезы изготавливаются из того же материала одинаковой толщины. Сварные швы должны проходить испытания, а марка стали соответствовать требованиям по ударной вязкости и прочности на разрыв. Верхние фитинги необходимо защищать от повреждения в случае опрокидывания люком или ребрами.
Конкретное устройство цистерны кодируется группой из четырех букв и цифр — для жидкостей обозначаются буквой L, расчетное давление указывается цифрой в барах. Если вместо цифр указана буква G, значит, расчетное давление принимается равным удвоенному статическому давлению воды.
Над поверхностью жидкости всегда есть воздушная прослойка. При наполнении емкости, нагреве и перемешивании возникает избыточное давление паров. При охлаждении и сливе может образоваться разрежение, то есть недостаточное давление. Для защиты корпуса применяются дыхательные устройства–клапаны, что отражается кодом V в обозначении цистерны. Для перевозки жидкостей 3 класса дыхательные устройства нужно оснащать защитой от переноса пламени извне в корпус бочки. В обозначении вместо V ставится буква F.
Сливной трубопровод должен иметь запорные устройства, для кода A — два затвора, для кода B — три затвора:
- пробка или кран на конце патрубка;
- кран на входе в патрубок;
- донный клапан, управляемый дистанционно, для цистерн B с тремя затворами.
Чтобы подтвердить, что конструкция соответствует требованиям, компетентный орган страны изготовления выдает официальное утверждение типа бочки в виде свидетельства, содержащего:
- результаты испытаний;
- номер утверждения;
- код, например LGBF;
- специальные требования ДОПОГ с шифрами TC, TE, TA;
- допущенные вещества.
На видном месте укрепляется металлическая табличка с нанесенной маркировкой или выштамповывается прямо на корпусе. Табличка содержит:
- номер утверждения;
- серийный номер и год выпуска;
- наименование или знак производителя;
- вместимость корпуса или секций;
- расчетное давление и температуру.
Также наносятся сведения о последней проверке, указывается собственник транспортного средства, порожняя и допустимая масса.
Каждые 6 лет цистерны проходят осмотр и испытания на герметичность и работу оборудования, промежуточная проверка через 3 года.
Требования к транспортным средствам для перевозки нефтепродуктов в цистернах
Согласно ДОПОГ, нефтепродукты 3 класса перевозятся автомобилями категории FL, 9 класса — AT. В соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом максимальные габариты автомобилей 2,55 м в ширину, 4 м в высоту. Длина ограничена 12 метрами, автопоезда — 20 м.
Допустимые массы ТС в тоннах представлены в таблице.
Количество осей | Отдельный автомобиль | Автопоезд: тягач + полуприцеп или автомобиль + прицеп |
---|---|---|
2 | 18 | - |
3 | 25 | 28 |
4 | 32 | 36 |
5 | 35 | 40 |
6 и более | - | 44 |
Чтобы соответствовать категории AT, автомобиль оснащается дополнительными защитными и конструктивными узлами. При этом запрещается применять:
- двигатель, работающий на газе;
- лампы накаливания с резьбовым цоколем;
Электрические провода должны быть достаточно большого сечения и хорошо изолированными, чтобы не перегреваться и не вызывать замыкания. Предохранители ставятся на все цепи, кроме:
- соединяющих аккумулятор с генератором, стартером, с системами холодного пуска, замедления без тормозов и поднятия оси–балансира тележки;
- соединяющих генератор с блоком предохранителей.
Грузовики от 3,5 т на территории Таможенного союза необходимо оснащать ABS и ограничителем скорости, а свыше 16 т — системой замедления без тормозов.
Топливные обогревательные приборы не должны приводить к нагреву груза, включаться и выключаться только вручную. При любой утечке нужно, чтобы горючее стекало сразу на землю, не попадая на перегретые части машины.
Чтобы получить категорию FL, автомобиль должен отвечать требованиям к AT и нескольким дополнительным:
- аккумуляторы устанавливаются под капотом или в отдельном отсеке, выводы изолируются и устанавливается главный выключатель на “плюс” или на оба провода;
- главный выключатель изготавливается со степенью защиты IP65, провода к нему — IP54;
- главный выключатель нужно разместить ближе к аккумулятору, но иметь дистанционное управление — можно несколько, но хотя бы одно в кабине;
- провода, которые остаются под напряжением после отключения главного выключателя, должны соответствовать классу опасности II и температурному классу Т6 или выше (для нефтепродуктов обычно IIA и T3)
- позаботиться, чтобы блок электрооборудования за кабиной не заискрил ни в нормальных условиях ни при происшествиях;
- провод между грузовиком и прицепом изготавливается со степенью защиты IP54;
- двигатель и выхлопная система не должны нагревать груз, при необходимости отделяться жаростойкими экранами;
- топливные обогревательные приборы должны выключаться вручную и автоматически, если заглушить двигатель или начать перекачку топлива.
Автомобили для перевозки опасных грузов в РФ проходят техосмотр раз в 6 месяцев.
Компания ADRIATA перевозит нефтепродукты и другие опасные грузы автоцистернами с 2014 года. Чтобы получить консультацию и заказать перевозку, звоните 8 800 775 85 62 или пишите в чат.