Транспортные средства (автоцистерны, тягачи, предназначенные для буксировки прицепов-цистерн и полуприцепов-цистерн) для перевозки нефтепродуктов относятся к специализированным ТС. Конструкция обеспечивает безопасное выполнение сливо-наливных операций, предохраняет цистерны и оборудование от повреждений в случае наезда сзади, бокового столкновения и опрокидывания. В обычных условиях эксплуатации конструктивное исполнение цистерн предотвращает опасность пожара.
ДОПОГ и технический регламент Таможенного союза устанавливают специальные требования к элементам конструкции транспортных средств АТ и FL, указанным в таблице 3.4, которая приведена ниже.
Таблица 3.4. Элементы конструкции транспортных средств FL и AT, применяемых для перевозки нефтепродуктов, к которым ДОПОГ устанавливаются специальные требования.
Элемент конструкции | АТ | FL |
Электрооборудование |
|
|
Освещение | ● | ● |
Электропроводка | ● | ● |
Аккумуляторные батареи |
|
● |
Главный выключатель аккумуляторной батареи |
|
● |
Постоянно находящиеся под напряжением электроцепи |
|
● |
Электрооборудование, расположенное позади кабины водителя |
|
● |
Тормозное оборудование |
|
|
Антиблокировочная тормозная система | ● | ● |
Система замедления без тормозов | ● | ● |
Пожарная безопасность |
|
|
Двигатель | ●1 | ●1 |
Топливные баки для подачи горючего в двигатель |
|
● |
Система выпуска отработавших газов |
|
● |
Топливные обогревательные приборы | ● | ● |
Цистерны |
|
|
Табличка с технической информацией | ● | ● |
Корпус, конструкционное и эксплуатационное оборудование | ● | ● |
Заземление |
|
● |
Заднее защитное устройство | ● | ● |
Устройство ограничения скорости | ● | ● |
1 - применимо к автоцистернам для транспортировки нефтепродуктов, эксплуатируемым на территории Таможенного союза.
Требования к цистернам и элементам оборудования будут рассмотрены далее.
Описание требований, предъявляемых к конструкции ТС типа АТ
На автомобильных цистернах для нефтепродуктов, эксплуатируемых на территории Таможенного союза, запрещено применять газовый двигатель.
Для предотвращения перегрева, проводам, подающим электроэнергию в оборудование ТС, необходим достаточно большой диаметр. Требуется надежная изоляция проводов и защита от перегрева в случае короткого замыкания или перегрузки (оснащение плавкими предохранителями и выключателями-автоматами).
Защита электропроводов от механического повреждения или негативного влияния температур достигается способами укладки и крепления. Не допускается наличие в электропроводах видимых разрушении и следов пробоев изоляции. В процессе эксплуатации нужно с определенной периодичностью проверять крепления проводов, так как при вибрации провода повреждаются, если были закреплены неплотно.
Плавкими предохранителями и выключателями-автоматами не защищаются электроцепи, которые соединяют следующие элементы:
- аккумулятор и система холодного пуска;
- аккумулятор и стартер двигателя;
- аккумулятор и корпус блока управления системы замедления без тормозов (если система электрическая или электромагнитная);
- аккумулятор и генератор переменного тока;
- генератор переменного тока и блок плавких предохранителей и автоматических выключателей;
- аккумулятор и электрическое устройство для подъема оси балансира тележки.
Незащищенные электрические цепи должны быть максимально короткими.
Не разрешается использование ламп накаливания на резьбовых цоколях.
Для работы двигателя и функционального оснащения ТС, транспортные единицы оснащаются встроенными топливными баками общей вместимостью не более 1500 литров. Емкость баков, монтируемых на прицепах, не должна превышать 500 литров.
Механические ТС и прицепы, максимально разрешенная масса которых составляет более 3,5 тонн, находящиеся в эксплуатации на территории Таможенного союза и подпадающие под нормы соответствующего Технического регламента, должны оснащаться антиблокировочными тормозными системами.
Примечание. В отношении ТС, находящихся в эксплуатации на территории государств-участников ДОПОГ, не входящих в Таможенный союз, нормы, касающиеся установки антиблокировочных систем применяются к:
- механическим ТС, максимально разрешенная масса которых составляет более 16 тонн;
- механическим ТС, допущенным к буксировке прицепов максимально разрешенной массой более 10 тонн;
- прицепам максимально разрешенной массой более 10 тонн.
Все ТС максимально разрешенной массой более 3,5 тонн, которые впервые зарегистрированы после 31.03.2018 года, должны быть оснащены антиблокировочной тормозной системой.
Механические ТС, максимальная масса которых составляет более 16 тонн или ТС, которым разрешена буксировка прицепа разрешенной максимальной массой более 10 тонн, должны быть оснащены системами замедления без тормозов. При включении этого механизма не задействуется основная тормозная система. ТС, оснащенные износостойкой тормозной системой, которая нагревается до высоких температур и располагается за задней стенкой кабины, оснащаются теплозащитным экраном, установленным между этой системой и топливным баком или цистерной. Монтаж теплозащитного экрана должен быть осуществлен таким образом, чтобы не происходило даже точечного нагрева топливного бака или перевозимых грузов. Теплозащитный экран выполняется с двойными стенками, так как должен предотвращать попадание нефтепродуктов на разогретые части тормозной системы при аварийных механических повреждениях цистерны.
Отопление кабины и подогрев двигателя ТС осуществляется с помощью топливных обогревательных приборов, которые соответствуют техническим требованиям Правил № 122 Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Эти приборы выполняются и монтируются так, чтобы исключить любую вероятность воспламенения или разогрева груза до опасных температур.
Топливный обогревательный прибор должен активироваться вручную (с помощью кнопки, тумблера или другого подобного устройства). Оснащать ТС для доставки нефтепродуктов топливными обогревательными приборами, которые включаются с помощью программирующего устройства (таймера) запрещается.
Топливные баки обогревательных устройств устанавливаются так, чтобы в случае любых утечек топливо из бака попадало на землю, а не на нагретые части ТС. Топливные резервуары обогревательных приборов с бензином оснащаются пламеотражательными заслонками, которые предохраняют отверстия наливных горловин. Возможно оснащение устройством, герметично закрывающим горловину. Части системы выпуска газовой отработки топливных обогревательных приборов, расположенные прямо под топливным баком, должны находиться не менее чем в 100 миллиметрах от него или отделяться от бака с помощью теплозащитного экрана.
ТС, применяемые на территории стран, которые входят в Таможенный союз, максимально разрешенная масса которых составляет свыше 3,5 тонн, оборудуются устройством ограничения скорости.
Примечание: в отношении ТС, используемых на территориях государств-участников ДОПОГ, не входящих в Таможенный союз, требования, касающиеся установки прибора ограничения скорости, применяются к:
- транспортным средствам разрешенной максимальной массой более 12 тонн, впервые зарегистрированным после 31.12.1987 г.
- транспортным средствам разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, впервые зарегистрированным после 31.12.2007 года.
Прибор ограничения скорости должен отвечать техническим нормам Правил № 89 Евразийской экономической комиссии. Регулируется устройство так, чтобы скорость ТС не могла быть выше 90 км/ч. Прибор ограничения скорости и соединения, необходимые для его функционирования, должны быть защищены от внешнего вмешательства или отключения подачи электроэнергии посредством пломб или другим надежным способом.
Описание требований, предъявляемых к конструкции ТС типа FL
К транспортным средствам типа FL предъявляется такой же ряд нормативных требований, как и к ТС типа АТ. Устанавливается также несколько дополнительных условий.
Аккумуляторные батареи на таких ТС монтируются под капотом или в специальном отсеке с вентиляцией. Выводы батарей электроизолируются или покрываются изолирующей крышкой. Блок электрооборудования, размещенный за водительской кабиной, выполняется и защищается так, чтобы при нормативных условиях в ТС не возникало воспламенений или короткого замыкания, а в случае ударного воздействия, такая вероятность сводилась к минимуму. С этими целями электропроводка, размещенная сзади кабины, защищается одним из методов, показанных на рисунке 3.3.