Водитель и другие члены экипажа автомобиля должны обладать соответствующей квалификацией и производить специальные процедуры до начала и во время рейса. Кроме водительского удостоверения потребуется свидетельство о подготовке по ДОПОГ, действующая справка о здоровье и штамп о предрейсовом медосмотре.
Бензин, дизельное и авиационное топливо представляют большую опасность при перевозке. Поэтому перевозка нефтепродуктов в автоцистернах производится по международному соглашению ДОПОГ, транспортным средством категории FL, по специальному разрешению Ространснадзора.
Рассказываем, кто вправе работать водителем бензовоза, какие требования предъявляются, что следует выполнить до, во время и после поездки.
Требования к водителю и другим членам экипажа
Чтобы получить обычные права, гражданин должен пройти медосмотр и сдать экзамен. Но для допуска к перевозке опасных грузов цистернами соответствующей категории C или E недостаточно. Водитель должен обладать специальными знаниями: ПДД, ДОПОГ, Правила эксплуатации нефтебаз и АЗС, пользование противопожарными и спасательными средствами, оказание первой помощи, устройство автомобиля и цистерны.
Необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя от одного года. За это время не должно быть «административки» в виде лишения прав или ареста за нарушения правил. Тогда можно проходить обучение и сдавать экзамены, чтобы получить свидетельство ДОПОГ. Придется освоить два курса: базовый и по перевозке в цистернах. Свидетельство действует 5 лет.
Базовый курс дает знания о видах опасности, мерах безопасности, защите окружающей среды, ответственности за вред, меры при аварии. В итоге водитель должен понимать, какие условия перевозки требуют опасные грузы, разбираться в маркировке, знаках и табличках, мерах предосторожности при погрузке, разгрузке, укладке упаковок, принципы совместной погрузки.
Специализированный курс по перевозке в цистернах дает теоретические знания о системах наполнения и опорожнения, поведении груза на дороге, требованиях к транспортным средствам, маркировке цистерн, свидетельствах о допущении.
Когда перевозится опасный груз, перевозка пассажиров запрещена. По необходимости в качестве другого члена экипажа может присутствовать сменный водитель или экспедитор, другое сопровождающее лицо. Главное требование к напарнику: удостоверение личности с фотографией. Желательно иметь приказ, другой документ о направлении в рейс. По международным правилам такое лицо также обязано знать планы ликвидации чрезвычайных происшествий и правила пользования противопожарными средствами, соблюдать запреты, в том числе на курение. Простым языком: пройти несколько инструктажей и получить записи в «корочках».
Подготовка и проверка транспортного средства
Водитель перед рейсом должен пройти процедуры:
- предрейсовый медицинский осмотр;
- изучение документов;
- проверку транспортного средства.
Для начала следует изучить имеющуюся информацию о поездке: цель, длительность, маршрут, прогноз погоды, разрешенную скорость. Проверить:
- транспортную накладную;
- свидетельство на автомобиль, срок действия;
- специальное разрешение Ространснадзора.
Даже если цистерна пустая или с остатками, транспортная накладная тоже должна быть заполнена.
Затем водитель определяет, какое дополнительное оборудование понадобится в дороге. Перед рейсом целесообразно проверить:
- кабину на отсутствие лишних предметов, особенно любят забывать перчатки, загрязненные нефтепродуктами;
- наличие и состояние огнетушителей: пломбы, маркировка, дата проверки, крепление;
- табличку на цистерне с маркировкой, убедиться, что дата проверки дата не просрочена;
- размещение табличек оранжевого цвета и информационных табло;
- исправность главного выключателя аккумуляторной батареи;
- фары, фонари, поворотники, мигалку;
- дворники, стеклоомыватели, стекла, зеркала;
- уровень жидкостей, подтекания;
- шины: крепление, давление;
- топливный бак и трубки;
- раму на целостность;
- цистерну: швы, потеки, вмятины, крепление, запорные устройства, арматурный шкаф, дыхательные устройства;
- дренажные системы горловин;
- лестницы, подножки, перила;
- заземляющие устройства;
- рабочую и стояночную тормозную систему.
Состояние здоровья водителя
Состояние водителя критично влияет на безопасность поездки. Поэтому перед выездом в дорогу организуют предрейсовый медицинский осмотр. Кроме давления, пульса, реакций, основная цель проверки — отсутствие опьянения. Важно, чтобы водитель не принимал накануне смены лекарств, снижающих скорость реакции.
После сдачи смены полагается послерейсовый медосмотр. Водителя осматривают на предмет получения травм или отравления парами нефтепродуктов. Чаще всего это связано с нарушениями регламентированных процедур налива и слива цистерн. Если вопросов к здоровью и самочувствию нет, в путевом листе ставят соответствующие штампы.
Неправильная перевозка нефтепродуктов способна привести к серьезным инцидентам или наказанию в случае нарушений многочисленных требований. Если мало опыта и знаний, рекомендуется нанять специализированного перевозчика.
ADRIATA перевозит взрывоопасные, токсичные, едкие, воспламеняющиеся материалы автотранспортом, по железной дороге, кораблями и самолетами с 2014 года. Решаем возможные затруднения еще «на берегу», оказывая дополнительные услуги. Чтобы заказать доставку или получить консультацию, пишите в чат или звоните: 8 800 775 85 62.