Вводимые в топлива присадки качественно улучшают отдельные эксплуатационные свойства или несколько свойств одновременно. Классифицируются как опасные грузы (№ ООН 1202, 1993, группа упаковки III или 3082) или представляют собой неопасные грузы. Автоцистерны для перевозки жидких нефтяных топлив зачастую оборудуются устройствами для добавления присадок, которые транспортируются в отдельных специализированных емкостях. В процессе разгрузки присадочные добавки смешиваются с потоком основного продукта при помощи насоса.
Устройства для добавления присадок являются частью эксплуатационного оборудования цистерн и состоят из таких элементов, как соединительные патрубки и шланги, запорные устройства, насосы и дозирующие устройства, которые стационарно соединены со сливными устройствами. Приспособления включают приборы для присоединения упаковок или емкости, которые являются составной частью корпуса или стационарно установлены с внешней стороны.
Требования к резервуарам для перевозки присадок зависят от способа монтажа на цистерне. Емкости, являющиеся составной частью корпуса, например, секцией, должны отвечать тем же нормативным требованиям, которые применяются к самой цистерне. Емкости, стационарно установленные на цистерне с внешней стороны, должны быть металлическими, с толщиной стенки, указанной в таблице 3.8, общая вместимость не должна превышать 400 литров на транспортное средство. Резервуары, которые не отвечают этим требованиям, эксплуатируются до первой промежуточной или периодической проверки, проведенной после 31.12.2015 г. После прохождения промежуточной или периодической проверки такие цистерны эксплуатируются только с разрешения компетентных органов.
Таблица 3.8. Минимальная толщина стенок резервуаров для присадок с одиночными стенками или общая толщина с двойными стенками
Материал | Толщина, мм |
Аустенитная нержавеющая сталь | 2,5 |
Сталь, кроме аустенитной нержавеющей | 3,0 |
Алюминиевый сплав | 4,0 |
Алюминий чистотой 99,8% | 6,0 |
В большинстве случаев, присадки к топливу являются опасными грузами, поэтому емкостям, которые не стационарно установлены на цистерне, применяются требования ДОПОГ, касающиеся тары. Должны быть металлическими, пригодными к перевозке соответствующих опасных грузов и должны иметь маркировку, подтверждающую соответствие требованиям ДОПОГ. Пример маркировки показан на рисунке 3.24.
Не установленные стационарно на цистерне емкости с присадками, которые являются опасными грузами или с остатками, должны иметь такую же маркировку, как и упаковки с опасными грузами. В некоторых странах-участницах ДОПОГ требование предъявляется также и к емкостям, установленным стационарно.