Цистерны для перевозки нефтепродуктов предназначены для разных веществ и условий перевозки, поэтому устроены тоже по–разному. Требования к автотранспорту содержатся в ДОПОГ и различных правилах и законах РФ.
ДОПОГ — это договор о безопасности перевозок опасных грузов по дорогам стран Европы и бывшего СССР. При международной перевозке кроме ДОПОГ придется соблюдать и местные правила.
Бензин, дизельное топливо, мазут, гудрон и многие другие нефтепродукты считаются опасным грузом при перевозке в автоцистерне. Чтобы правильно организовать транспортировку, нужно знать устройство и разновидности емкостей.
Устройство автомобильных цистерн
Цистерной называют саму емкость, бочку, в которую заливают или засыпают груз. Часто так называют и целиком автомобиль или автопоезд, оснащенный бочкой. По российским стандартам автоцистерны для перевозки светлых нефтепродуктов окрашивают оранжевым и выполняют крупную надпись «Огнеопасно».
Основная и хорошо заметная часть — корпус, на котором сверху расположены горловины с люками, лестницы и мостики для персонала и выведены приборы. Горловины используются не только для заполнения, но и для того, чтобы человек мог осматривать емкость изнутри во время проверок. В основном заполнение происходит снизу, чтобы избежать вспенивания и выделения паров.
Корпуса цистерн изготавливаются из стали или алюминиевых сплавов. Внутреннее устройство может включать сплошные перегородки, которые делят всю емкость на независимые отсеки. Чтобы жидкость не плескалась при перевозке, устанавливаются неполные перегородки — волнорезы. Прочность корпусу придают ребра жесткости и накладки в местах, где крепятся колеса.
Многие цистерны имеют теплоизоляцию, для чего корпус выполняют двухслойным. Особенно это касается бочек с подогревом, применяемых при перевозке вязких нефтепродуктов: мазута, битума, гудрона. Подогревают либо паром от отдельной установки, либо выхлопными газами.
Для заполнения и слива снизу к каждой секции подведен трубопровод. Для большей герметичности на выпуске из трубы устанавливается два независимых запорных устройства (затвора). Но и этого мало: в цистернах с двумя затворами нельзя перевозить топливо, только битум и другие, менее опасные жидкости. В бочках для топлива выпуск перекрыт донным клапаном — третьим затвором, который управляется отдельно. Это не дает топливу сливаться при повреждении сливных патрубков, которое случается при ударе сзади.
Чтобы давление паров топлива не привело к разрушениям, на корпусе устанавливаются клапаны. Лишнее давление возникает при нагреве и излишней качке при перевозке. А вот при охлаждении и сливе появляется разрежение, то есть давление ниже атмосферного. Клапан, который работает в обе стороны и устраняет и лишнее и недостаточное давление, называют дыхательным устройством.
Печальная практика перевозок показала, что при наклоне или опрокидывании транспорта, перевозящего нефтепродукт, топливо вытекает как раз через дыхательные устройства, что и приводило к пожарам и взрывам. Для этого ставят дополнительную защиту, которая не выпускает жидкость, но пропускает пары, как воздухоотводчик в радиаторе отопления. Защиту от распространения пламени внутри емкости дают огневые предохранители.
Какие бывают цистерны для перевозки нефтепродуктов
Чтобы отличать автоцистерны разного назначения, введена кодировка из четырех цифр и букв:
- для жидкостей: буква L, для сыпучих S;
- расчетное давление: минимальное G либо заданное цифрой в барах;
- расположение отверстий и количество затворов: буквы от A до D;
- наличие дыхательных и предохранительных устройств:
- V — дыхательное устройство есть, защиты от распространения пламени при опрокидывании нет;
- F — есть и дыхательное устройство и защитное;
- N — емкость вообще не герметична, типа бака;
- H — герметично закрытая.
Термин «минимальное расчетное давление» означает:
- наполняемые самотеком, должны выдерживать в два раза большее давление, чем если заполнить ее водой;
- наполняемые под давлением, должны выдерживать в 1,3 раза большее давление, чем при котором заполняют.
Отверстия для наполнения, слива и очистки кодируются буквами:
- A — заливное и сливное отверстия снизу, оснащены двумя затворами;
- B — заливное и сливное отверстия снизу, оснащены тремя затворами;
- C — загрузочные отверстия сверху, прочистные снизу;
- В — загрузочные отверстия сверху, ниже уровня жидкости нет отверстий.
При перевозке топлива чаще всего используются цистерны LGBF. Конкретный тип бочки под каждый нефтепродукт выбирается по таблицам в приложениях к ДОПОГ. Упрощенно, емкости для нефтепродуктов делятся на бензовозы и битумовозы, при этом в бензовозе транспортируют и дизельное топливо, так как их устройство одинаковое. В битумовозах перевозят битум, мазут и гудрон.
Транспортные средства для перевозки нефтепродуктов в цистернах
В ДОПОГ классификация цистерн указана в сводной резолюции о конструкции транспортных средств, выполняются либо как единое целое с грузовым автомобилем (категория N), либо как прицеп или полуприцеп (категория O).
Грузовой прицеп отличается от полуприцепа тем, что способен сам стоять на своих колесах. Полуприцеп одной стороной опирается на крепление на тягаче, нависая над его рамой и задними колесами. Когда полуприцеп отцепляют, в передней части выдвигают опоры.
В зависимости от разрешенной максимальной массы транспортного средства устанавливаются подкатегории:
- N категории 1 — до 3,5 тонн;
- N категории 2 — до 12 тонн;
- N категории 3 — свыше 12 тонн;
- категории O2 — прицепы от 750 кг до 3,5 т;
- категории O3 — не более 10 т;
- категории O4 — свыше 10 т.
Цистерны устанавливаются на раме грузовика или прицепа. У полуприцепов чаще встречается безрамное исполнение: тележка с колесами крепится непосредственно к емкости. Это опускает центр тяжести и придает устойчивости транспортному средству, к тому же, облегчает и удешевляет конструкцию.
Для заправки техники вдали от АЗС применяются заправочные бочки, а для перевозки — транспортные. Разница в навесном оборудовании для раздачи топлива.
Нефтепродукты, признанные опасным грузом согласно ДОПОГ, перевозятся специализированными транспортными средствами категории FL или AT. Грузовые автомобили и прицепы дообородуют, чтобы снизить риски столкновения, возгорания, образования искр, повреждения при ДТП. Для этого модернизируют тормоза, электропроводку, выхлопную систему, устанавливают дополнительные выключатели, металлические перегородки, заземляющие устройства.
В сравнении с категорией FL, к автомобилям AT не предъявляются требования:
- установка аккумулятора в отдельном вентилируемом отсеке или подкапотном пространстве;
- наличие главного выключателя;
- заземляющее устройство;
- расположение топливных баков и выхлопных труб;
- автоматика отключения топливных обогревателей при остановке двигателя и запуске сливного насоса.
ADRIATA перевозит нефтепродукты и другие опасные грузы автоцистернами с 2014 года. Чтобы заказать перевозку или получить консультацию, звоните 8 800 775 85 62 или пишите в чат.