Подготовка любой грузоперевозки включает оформление логистической службой сопроводительной документации, среди которой центральное место занимает путевой лист. При перевозке опасных грузов документационное обеспечение логистики имеет критически важное значение, потому что внимание проверяющих государственных органов к таким рейсам повышено, как и ответственность за нарушение стандартов.
В настоящем материале международная логистическая компания ADRIATA, которая занимается перевозками опасных грузов, продолжает рассказывать, что такое путевой лист и как обращаться с данным документом. Сегодня речь пойдет об информации о предстоящей транспортировке, в обязательном порядке отражаемой в путевом листе.
Типовые формы путевых листов
Содержание путевых листов исчерпывающе подробно определяется приказом Министерством транспорта от 28 сентября 2022 года № 390, утвердившим порядок оформления или формирования документа, однако министерский циркуляр не предусматривает никакой жесткой формы, строгого бланка путевого листа даже для специализированных отраслей логистики вроде перевозки опасных грузов.
С точки зрения закона любой перевозчик может составить путевой лист как удобно, если в документе будут отражены все предусмотренные приказом Минтранса данные, но любая профессиональная деятельность требует единообразия и стандартизации; удобно, когда аналогичные сведения размещают в одном и том же месте: столбце, строке, графе. Так проще, быстрее искать информацию и исправлять ошибки.
На практике российские логистические компании применяют для грузового автомобильного транспорта две типовые формы, утвержденные постановлением Государственного комитета статистики России от 28 ноября 1997 года № 78:
- форма № 4-С (код по ОКУД 0345004) предусмотрена для грузовых перевозок со сдельной оплатой труда водителя (общая сумма за всю поездку);
- форма № 4-П (код по ОКУД 0345005) предусмотрена для грузовых перевозок с повременной (почасовой или посуточной) оплатой труда водителя.
Госкомстат сейчас является Федеральной службой государственной статистики (Росстат), не имеющей полномочий регулировать даже статистическую деятельность, поэтому формы 4-С и 4-П применяются не по требованию закона, а в силу привычки, удобства и широкой распространенности в стране. Любая организация, осуществляющая перевозки опасных или обычных грузов, вправе разработать собственные формы и бланки путевого листа, но такого смысла и потребности нет.
Сведения, отражаемые в путевых листах
Состав сведений путевого листа включает следующие категории информации:
- срок действия документа;
- физическое или юридическое лицо, оформившее документ;
- транспортное средство, перевозящее опасный или обычный груз;
- экипаж транспортного средства;
- вид грузовой перевозки;
- вид транспортного сообщения.
Срок действия путевого листа указывается в зависимости от длительности перевозки:
- если транспортировка занимает не более одного календарного дня, достаточно поставить соответствующую дату с указанием числа, месяца и года перевозки;
- если транспортировка занимает более одного календарного дня, нужно указать дату начала (первого дня) и окончания (последнего дня) грузовой перевозки.
Предусмотрены следующие сведения о лице, которое оформило путевой лист:
- для юридических лиц — полное название по уставу, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), фактический адрес, номер телефона;
- для физических лиц — ФИО, адрес постоянной регистрации (по месту жительства, то есть прописки), основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОРГНИП), номер телефона.
Сведения о грузовом транспортном средстве
В путевом листе необходимо отразить следующие данные о транспортном средстве:
- тип транспортного средства: тягач, прицеп или полуприцеп;
- марку и модель грузовой машины, марку и модель прицепа или полуприцепа в случае применения последних;
- государственный регистрационный номер, в том числе прицепа или полуприцепа в случае применения последних;
- сведения о проведении предрейсового контроля технического состояния грузового автомобиля: дату с указанием числа, месяца, года, времени с указанием часов и минут, результатов осмотра транспортного средства;
- дату с указанием числа, месяца, года, времени с указанием часов и минут выпуска транспортного средства на линию и возвращения в автопарк;
- показания одометра с отражением полных километров пробега.
В путевом листе нужно приводить показания одометра, снятые в трех случаях:
- когда машина покидает служебную парковку, то есть перед рейсом или перед началом рабочей смены водителя;
- когда машина заезжает на служебную парковку, то есть после рейса или после окончания рабочей смены водителя;
- когда сменяется водитель, управляющий машиной в пределах одного рейса.
Прочие сведения в путевом листе
Приказ Минтранса требует указывать в путевом листе следующие данные об экипаже транспортного средства, перевозящего опасный или обычный груз:
- ФИО каждого водителя в рейсе;
- сведения о предсменном, предрейсовом, послесменном, послерейсовом медицинском осмотре водителей, а именно: дату с указанием числа, месяца, года и время с указанием часов и минут, результат осмотра.
В путевом листе указывают вид перевозки. Всего министерский циркуляр выделяет три вида: коммерческие, для собственных нужд, для специального транспорта. В рамках коммерческих перевозок различаются пассажирские (включая багаж) и грузовые. Вариантов нет – в данном случае всегда следует указывать формулировку из приказа:
«Перевозка грузов на основании договора перевозки грузов или договора фрахтования (в том числе по договору аренды транспортного средства с экипажем)».
Последний блок сведений в путевом листе содержит информацию о виде сообщения в зависимости от расстояния перевозки: городское, пригородное или междугородное.
Дополнительные сведения в путевых листах
Выше перечислены данные, которые по закону необходимо указывать в путевых листах – базовый минимум, однако приказ Министерства транспорта не только не запрещает вносить в документ дополнительную информацию, но прямо предусматривает такую возможность во втором пункте первой части приложения к основному тексту приказа.
Дополнительные сведения могут содержать информацию о любых особенностях перевозки конкретного груза, например, об особых условиях транспортировки или специфических качествах товаров. В сфере специализированной логистики, включая перевозку опасных веществ и изделий, дополнительные данные особенно важны.
На опасные грузы составляется отдельная сопроводительная документация, в путевом листе также можно отметить торговое наименование вещества или изделия, номер ООН, класс опасности, группу упаковки, классификационный код, номер используемых знаков опасности, инструкцию по упаковке, специальные положения.
Компания ADRIATA перевозит опасные грузы
Международная транспортная компания ADRIATA оказывает услуги по перевозке опасных грузов девяти, а по современным стандартам 13 классов, предусмотренных европейским соглашением ДОПОГ. Логистическая служба занимается доставкой горючих газов, жидкостей и твердых веществ, инфекционных, радиоактивных, едких, ядовитых, взрывчатых, окисляющих материалов, включая опасные отходы.
Специализированный логистический оператор ADRIATA осуществляет перевозки опасных грузов преимущественно по автомобильным дорогам стран-участниц ЕАЭС и Таможенного союза: России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Армении. Морские, воздушные, внутренние водные, железнодорожные маршруты в любую страну мира подготавливаются логистами и менеджерами по прямому запросу заказчика.
При выполнении перевозки опасных грузов международная транспортная компания ADRIATA придерживается требований европейского соглашения ДОПОГ, а также технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Чтобы заказать специализированные услуги по перевозке опасных веществ, изделий, отходов звоните по телефону 8 800 775-85-62, пишите на электронную почту hello@adriata.ru или обращайтесь в телеграм-чат.