Путевой лист – ключевой сопроводительный документ грузовых перевозок, оформляемый в том числе при транспортировке опасных веществ и изделий. В предыдущих материалах международная логистическая компания ADRIATA объясняла, для чего нужен путевой лист, какие сведения по закону необходимо указывать в документе. Сегодняшняя публикация посвящена порядку оформления и правилам заполнения путевого листа в соответствии с действующим законодательством.
Порядок оформления путевого листа
Порядок оформления путевого листа определяет вторая часть приложения к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2022 года № 390. Перечислим ключевые положения подзаконного акта:
- Документ оформляется на бумажном носителе или формируется в виде ЭПЛ - электронного путевого листа, с которого могут сниматься бумажные копии.
- Документ оформляет или формирует владелец (собственник) грузовой машины, а в случае аренды автомобиля – арендодатель, то есть все равно собственник.
- Документ должен быть подготовлен и подписан всеми должностными лицами ДО выпуска грузового автомобильного транспортного средства на линию.
Подзаконный акт Минтранса предусматривает три формата соотношения путевых листов, рейсов и рабочих дней или смен водителей:
- один путевой лист на один рейс, если рейс длится дольше, чем рабочий день или смена водителя или экипажа транспортного средства;
- несколько путевых листов на один рейс на одну и ту же машину, по одному листу на каждого водителя, если рейс занимает несколько дней или рабочих смен; такие документы следует оформлять на бумажных носителях, потому что в электронном виде нет необходимости разделения: достаточно открыть удаленный доступ к ЭПЛ каждому водителю, задействованному в рейсе;
- один путевой лист на несколько рейсов, если в течение одного рабочего дня, смены водитель или экипаж совершает несколько коротких рейсов.
Предрейсовый, предсменный, послерейсовый и послесменный медицинский осмотр водителей грузовых транспортных средств осуществляется в соответствии с частями седьмой, восьмой, двенадцатой статьи 46 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ.
Технический осмотр машин и выпуск на линию осуществляются в соответствии с пунктом вторым части первой статьи 18.1 федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта« от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ, а также в соответствии с пунктом вторым статьи 20 федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ.
Правила заполнения путевого листа
Правила заполнения путевого листа немного различаются для бумажной и цифровой версии. Вот пошаговая инструкция по внесению данных для бумажного документа:
- В бланк нужно внести основные сведения, после чего передать путевой лист медицинскому работнику и сотруднику, контролирующему выпуск на линию автомобильного грузового транспортного средства.
- Медицинский работник (врач или чаще фельдшер) выполняет предрейсовый осмотр водителей, ставит на бланке подпись и штамп с отметкой «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен», указывает свои ФИО, отмечает дату с указанием числа, месяца и года, время с указанием часов и минут, приводит название медицинской организации, в штате которой числится. Если медик состоит в штате самой транспортной компании, название последней указывать не нужно, но можно.
- Работник, отвечающий за технический осмотр транспортных средств и выпуск на линию, подписывает путевой лист, ставит штамп с отметкой «Выпуск на линию разрешен», указывает ФИО, дату и время, аналогично фельдшеру.
- Бланк передается диспетчеру или иному сотруднику транспортной компании, ответственному за выдачу путевых листов. Указанный работник подписывает документ, после чего лист передается водителю или экипажу грузовой машины.
Специфика осмотра водителей при перевозке опасных грузов
Для большинства перевозок достаточного медицинского осмотра водителей только перед рейсом или сменой, но в случае с перевозками опасных грузов закон требует контролировать состояние здоровья экипажа по окончании рейса или рабочей смены. Смысл в том, чтобы обнаружить негативное влияние на организм перевозимого вещества или изделия до того, как у водителя разовьются серьезные заболевания.
В норме опасное вещество никак не должно влиять на организмы членов экипажа, потому что европейское соглашение ДОПОГ предусматривает тщательную упаковку, исключающую попадание груза в окружающую среду и даже в пространство грузового отсека. Если у водителей после рейса врач или фельдшер обнаружит характерные признаки, значит во время перевозки произошла утечка опасного груза, которую не обнаружили при передаче получателю.
Специфика оформления электронного путевого листа
Электронный путевой лист (ЭПЛ) заполняется аналогично, только в компьютерной программе, которая предлагает для большинства граф и ячеек бланка значения из выпадающего списка. Такой подход упрощает и ускоряет заполнение документа. Затем в цифровом файле ставят электронные подписи четыре должностных лица:
- владелец грузового автомобильного транспортного средства: компания-перевозчик или индивидуальный предприниматель;
- медицинский работник, проводивший предрейсовый осмотр членов экипажа;
- сотрудник, контролирующий осмотр машин и выход на линию;
- сотрудник, снимающий показания одометра о пробеге в течение рейса.
Для заверения данных путевого листа применяют два вида цифровых подписей:
- УКЭП - усиленную квалифицированную электронную подпись;
- УНЭП - усиленную неквалифицированную электронную подпись.
Для обоих видов на Едином портале государственных и муниципальных услуг («Госуслуги») предварительно создается сертификат ключа проверки.
Компания ADRIATA перевозит опасные грузы
Международная логистическая служба ADRIATA выполняет перевозки опасных грузов. Специализированный транспортный оператор занимается перемещением веществ и изделий девяти или 13 (по новым стандартам европейского соглашения ДОПОГ) классов опасности, включая инфекционные, горючие, радиоактивные, едкие материалы, в том числе опасные отходы для переработки, утилизации или захоронения.
При подготовке к перевозке опасных грузов компания ADRIATA составляет все виды сопроводительной документации, предусмотренные ДОПОГ, техническим регламентом Таможенного союза ТС ТР 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» и федеральным законодательством России, включая электронные путевые листы.
Основной формат перевозки опасных грузов и отходов – автомобильные маршруты стран-членов ЕАЭС, куда входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия. Международная служба ADRIATA организовывает морские, воздушные, внутренние водные или железнодорожные перемещения в любую страну миру по запросу клиента.
Чтобы оформить заказ специализированных логистических услуг транспортной службы ADRIATA по перевозке опасных изделий, веществ и отходов, звоните в московский офис международного оператора по телефону 8 800 775-85-62, пишите на электронную почту hello@adriata.ru или обращайтесь в корпоративный телеграм-чат.