Чтобы перевозка опасных грузов была безопасной даже в случае аварии, применяют надежную тару. Просто так подобрать тару для перевозки опасного груза не получится — есть строгие правила, которые необходимо соблюдать. В России и Европе действуют единые законы, зафиксированные в соглашении ADR, которое у нас называют ДОПОГ. Рассказываем, почему подходит не любая тара, как определить, подходит ли упаковка для конкретного груза и как расшифровать маркировку.
Какая тара используется для перевозки опасных грузов
Рекомендации ООН касательно тары коротко выглядят так:
- производители сертифицируют конструкцию каждого типа тары в компетентном органе своей страны или другой страны, входящей в соглашение;
- каждая единица тары маркируется особым образом, так чтобы было понятно, для какого класса, степени опасности груза предназначена, какая предельная нагрузка или давление, разрешается ли штабелировать, а также кто производитель, страна и год выпуска;
- маркировка наносится надежным способом, чтобы не стиралась, не смывалась и трудно было подделать: обычно краской, штамповкой или, на приваренных заводским способом, шильдиках;
- разрешается применять тару, подходящую под минимальные требования или еще более надежную, например, тару для группы упаковки I применять для веществ группы упаковки II и III, но не наоборот;
- чтобы не путаться в названиях типов тары и материалов, из которых упаковка изготовлена, разработана кодировка цифрами и буквами;
- в инструкциях по упаковке каждого вещества в ДОПОГ приведены коды разрешенной тары, сколько уровней использовать и сколько груза в килограммах или литрах разрешается упаковывать.
Получается, что нельзя взять произвольную бочку, канистру или мешок, затарить туда опасное вещество и погрузить в автомобиль для перевозки. Что делать, если тара не подходит по инструкции или нет маркировки? Элементарно: тару помещают внутрь подходящей и сертифицированной, большего размера. Например, мешки помещают внутрь бочек.
Другая проблема, если опасный груз расфасован в тару большего размера, чем разрешается. В таком случае придется переупаковывать, либо менять формат перевозки.
Для большинства грузов разрешается применение нескольких вариантов:
- комбинированная тара: внутренняя плюс наружная, иногда с промежуточной, например, стеклянные бутылки, разделенные перегородками, помещенные в деревянный ящик;
- одиночная: изделие из одного материала, например, пластиковая канистра;
- составная: неразъемный комплект из нескольких материалов, из которых значение имеет внутренний и наружный, что–то вроде термоса, например, стеклянный сосуд в пенопластовой оболочке;
- легкая металлическая — ведерки, бочки из жести;
- контейнеры средней грузоподъемности, КСГМГ, для твердых или жидких массовых грузов;
- крупногабаритная тара, например, ящик, внутрь которого помещают несколько единиц внутренней тары или изделие, прибор, считающийся опасным грузом из–за содержания химических, взрывчатых веществ.
Классические еврокубы — это составная тара, так как внутренняя пластиковая емкость имеет защитную наружную оболочку из стали.
Кодировка тары по требованиям ООН
Чтобы узнать, какая разновидность тары имеется в виду, нужно расшифровать цифру, материал — букву. Типы тары кодируются так:
- 0 — легкая металлическая тара;
- 1 — бочка, барабан, тара цилиндрической формы или в виде усеченного конуса, как ведро, если днище несъемное, после символа материала добавляется цифра 1, если съемное — 2;
- 3 — канистра, то есть тара, имеющая в поперечном сечении форму прямоугольника или даже многоугольника;
- 4 — ящик;
- 5 — мешок;
- 6 — составная тара;
- 11 — КСГМГ жесткий для порошков, гранул;
- 13 — КСГМГ мягкий для сыпучих;
- 21 — жесткий КСГМГ для загрузки сыпучих грузов под давлением;
- 31 — жесткий контейнер средней грузоподъемности для жидкостей;
- 50 — жесткая крупногабаритная тара;
- 51 — мягкая крупногабаритная тара.
Материалы кодируются следующим образом:
- металлы: A — сталь, B — алюминий, N — другой металл;
- дерево: C — естественная древесина, D — фанера, F — ДВП;
- стекло, фарфор, керамика — Р;
- полимеры, пластмасса — Р;
- другие материалы: G — картон, L — текстиль, M — бумага.
Тара обозначается комбинацией типа 3C — деревянный ящик, 5М — бумажный мешок. Составная тара обозначается по внутреннему и наружному материалу типа 6HD1 — полимерный внутренний сосуд в фанерном барабане. Промежуточные слои не учитываются.
К обозначению аварийной тары добавляется Т. Например: 1В1Т — аварийный алюминиевый барабан с несъемным днищем.
Испытания тары для опасных веществ
Чтобы подтвердить, что тара выдержит нагрузки во время погрузки и перевозки, производители получают сертификаты в компетентном органе. Обычно протоколы, решения, разрешения публикуются в открытом доступе, в реестрах организаций, например, в Российском морском судовом регистре. Проверить, что тип тары подтвержден можно на сайте, достаточно знать страну, код производителя и год выпуска. У каждого типа тары есть срок службы, поэтому просроченные сертификаты автоматически удаляются либо получают пометку об окончании действия.
В ДОПОГ испытаниям посвящен достаточно большой раздел. Коротко, каждый тип тары проходит испытания:
- на штабелирование — какой вес разрешается поставить сверху;
- на падение, причем пластиковую тару испытывают с охлажденным содержимым;
- на герметичность, гидравлическое давление и проницаемость — если тара предназначена для жидкостей.
Маркировка позволяет перевозчику определить, подходит ли тара для данного груза и формата перевозки. Чтобы сделать заявку на перевозку опасного груза в таре, лучше сразу обозначить не только номера ООН и наименования, но и прислать маркировку имеющейся тары или сообщить, что тара несертифицированная.
Маркировка тары для перевозки опасных грузов
Маркировочная надпись состоит из:
- знака ООН, буквы U сверху и N снизу в круге, вместо знака ООН на легкой металлической таре наносят буквы ADR/RID;
- параметров тары в виде строки цифр и букв через знак «/»
- указания на производителя и страну утверждения.
- Проще всего расшифровать нижнюю строку: название страны примерно как на номерах машин или на соревнованиях, например, Россия — RUS, Германия — D или DE, США — USA.
Как расшифровать параметры тары для опасных грузов? Обычно указывается информация:
- код тары, например, 1А2 — стальной барабан со съемным днищем;
- группа упаковки веществ, которые разрешается перевозить: Z — III, Y — II и III, X — любая;
- цифра, которая означает максимальную массу брутто в килограммах твердого вещества либо относительная плотность жидкости, на которой тара была испытана;
- буква S означает, что тара для твердых веществ или используется только в качестве внутренней;
- если буквы S нет, то указывается величина испытательного давления в кПа;
- год производства.
Маркировка контейнеров средней грузоподъемности, например, кубовых емкостей, немного отличается. В верхнем ряду указывается код, группа упаковки, месяц, год производства и страна утверждения типа. В нижнем ряду код производителя, нагрузка, которую тара выдерживает при штабелировании и разрешенная масса брутто.
На пластмассовых емкостях месяц изготовления выдавливается при производстве в виде циферблата с 12 цифрами.
С 2014 года транспортная компания ADRIATA перевозит опасные грузы автомобильным, воздушным, морским и железнодорожным транспортом. Команда анализирует заявку каждого клиента, определяя, подходит ли тара. Это позволяет организовать перевозку в соответствии с правилами, которые применяются на данном виде транспорта. Доставка опасных веществ 1–9 класса производится от двери до двери по России, СНГ и в дальнее зарубежье. Чтобы узнать цену грузоперевозки или оставить заявку, пишите в чат на сайте или звоните: 8 (800) 775–85–62.