Если планируется перевозка опасных грузов, следует определить, во что разрешается упаковывать. Особенно трудно подобрать тару для авиаперевозки, в том числе международной, особенно, если вид транспорта меняется в ходе доставки.
В статье рассказываем, где брать правила и инструкции, какая бывает упаковка и как упаковать опасный груз на примере позиции «1263 КРАСКА».
Где искать правила перевозок опасных грузов?
Транспортировка опасных химических веществ и изделий по каждому виду транспорта регулируется международным сборником правил:
- для автотранспорта — ADR, который в СНГ принято называть ДОПОГ — «дорожная перевозка опасных грузов»;
- для железной дороги — собственные правила в каждой стране, но в Европе действует сборник RID, в России и бывших республиках — «Правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом»;
- для авиатранспорта — инструкции ИКАО и отдельный сборник IATA DGR: «Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху», Doc 9284 AN/905;
- для морских перевозок есть отдельные сборники для наливных, навалочных грузов, сжиженного газа, но для перевозки в упаковках нужен морской кодекс IMDG Code.
Все сборники устроены примерно по одному принципу, кроме жд правил перевозки опасных грузов. В Перечне веществ выбирается номер ООН, согласно критериям определяется группа упаковки — например, по концентрации. В выбранной строчке нужно найти колонку с указанием инструкции по упаковке: отдельно для мелкой тары, легкой металлической тары и контейнеров средней грузоподъемности.
Сложность в том, что сборники сложно найти в открытом доступе, так как с 2020 года в Европе и ООН документы перестали переводить на русский язык. До 2020 года сборники продавали онлайн и в виде печатных книг от официальных издательств, при этом авторские права на русский перевод сохранялись за ООН. В 2024 году купить книги ДОПОГ легко, но гарантии, что издание официальное, нет: каждый магазин пишет, что продает оригинал, а вот конкуренты — подделку. Есть риск купить более старую версию с перепечатанной обложкой. Цена в диапазоне 7 000 — 10 000 рублей.
Какая бывает тара для опасных грузов
Главное отличие тары для обычных жидкостей и порошков от специальной для опасных субстанций: применяется только тара утвержденного типа. Разновидности установлены ООН и кодируются цифрами:
- 0 — металлическое ведро;
- 1 — барабан;
- 3 — канистра;
- 4 — ящик;
- 5 — мешок.
Материалы тары кодируются буквами:
- металл: A — сталь, B — алюминий, N — другие;
- C — естественная древесина
- D — фанера,
- F — волокнистые и стружечные материалы типа ДВП, ДСП;
- картон G;
- полимеры, пластмасса H;
- текстиль L;
- бумага M;
- стекло, фарфор, керамика P.
Получаются комбинации: 5М — бумажный мешок, 4D — фанерный ящик, 3Н — пластиковая канистра. По ситуации в маркировку тары вносят:
- для какой группы упаковки разрешена;
- вместимость;
- давление;
- можно ли штабелировать;
- в какой стране, в каком году и какой производитель выпустил изделие — это позволяет найти документы об утверждении типа.
Маркировка наносится таким способом, чтобы нельзя было подделать: выдавливается, выштамповывается, выжигается. Получается, что нельзя просто взять пластиковую канистру и утверждать, что это тара типа 3H, так как не было проведено испытаний по методикам ООН, которые бы подтвердили безопасность транспортировки жидкости I или II, III группы упаковки. Потребуется тара утвержденного типа с маркировкой вроде: 3H1/Y1.9/200 17/PL/COBRO/1177/FGB.
На партию тары имеет смысл запросить оригинал сертификата качества и заверенную копию документов об утверждении типа. Если у отправителя нет квалификации в подборе тары и лицензии на обращение с опасными химическими веществами, то следует обратиться в специализированную организацию или найти перевозчика, который оказывает подобную услугу.
Какая нужна упаковка для перевозки опасного груза автотранспортом?
Если предполагается перевозка на одном виде транспорта, следует изучить сборник правил и найти нужный номер ООН. Например, нужна перевозка краски с особыми воспламеняющимися свойствами. На упаковке, в документах или просто в интернете определяется номер ООН: 1263, группа упаковки I.
Если найти эту позицию в Перечне опасных грузов, видно, что для перевозки краски автотранспортом следует выполнить инструкцию P001. Если краска уже расфасована, нужно проверить, насколько эта тара соответствует требованиям. Вот что разрешается по инструкции Р001:
- комбинированная тара, состоящая из внутренней и наружной;
- одиночная тара;
- составная тара.
В качестве внутренней разрешается использовать сосуды из:
- стекла вместимостью до 10 л: например, бутыли, пузырьки;
- пластмассы — до 30 л: флаконы, канистры, банки;
- металла — до 40 л.
Такая тара обязательно должна помещаться в наружную, как матрешка. В зависимости от материала устанавливается общая вместимость комплекта, то есть одной наружной плюс несколько внутренних:
- металлические и пластмассовые барабаны 1A, 1B, 1N, 1H— до 250 кг;
- фанерные барабаны 1D — до 150 кг;
- фибровые барабаны 1G — до 75 кг;
- металлические ящики 4A, 4B, 4N — до 250 кг;
- деревянные, фанерные, пластмассовые ящики 4C, 4D, 4H2— до 150 кг;
- пенопластовые ящики 4H1 — до 60 кг.
В качестве одиночной тары разрешается использовать:
- барабаны до 250 л;
- канистры до 60 л;
- составную тару, например, пластмассовую емкость в наружном стальном барабане 6HA1, в зависимости от конфигурации 60, 120 или 250 л.
Составная тара неразъемная, а комбинированную можно разобрать на части. Допустим, термос со стеклянной колбой — составная, а пластиковый контейнер с крышкой внутри полиэтиленового пакета — комбинированная. Составную обозначают цифрой 6 и буквами используемых материалов: сначала для внутренней части, затем для наружной, без указания промежуточных слоев.
Нужна ли особенная упаковка для перевозки опасных грузов по железной дороге?
Правила для жд перевозок были разработаны еще в Советском Союзе, поэтому заметно отличаются по структуре от международных сборников. Но классификация, номера ООН и наименования совпадают. Отличия:
- указатель опасных грузов организован по алфавиту, а не по возрастанию номеров ООН;
- взрывчатые вещества вынесены в отдельный перечень;
- инструкции по упаковке применимы только к взрывчатым веществами и грузам;
- Правила ссылаются не на типовые требования ООН, а на российские/советские ГОСТы, типа ГОСТ 26319–84 «Грузы опасные. Упаковка».
Поэтому ищем слово «КРАСКА» и определяем, какие требования к упаковке для перевозки красок в крытых вагонах и контейнерах. Это только специальное условие 1: если груз расфасован в тару до 1 кг или 1 л, перевозка в вагонах и контейнерах происходит так же, как обычного груза.
Во всем остальном, нужна «упаковка, предусмотренная стандартами или техническими условиями на продукцию» — пункт 2.1.1. Другими словами, по железной дороге в РФ и ближнее зарубежье разрешается отправлять опасные грузы в любой заводской упаковке или если есть документы, что конкретная тара разрешена стандартами. Легковоспламеняющиеся жидкости должны быть упакованы герметично.
Упаковка какого объема подходит для авиаперевозки?
Как узнать, подходит ли тара для доставки по воздуху? На примере той же краски, нужно заглянуть в соответствующий сборник правил и найти позицию с номером ООН 1263 КРАСКА. Также нужно определиться, предполагается отправка в багажном отсеке пассажирского самолета или грузовым воздушным судном.
Для пассажирских бортов требуется соблюдать инструкции по упаковыванию №351, 353, 355 а также для упаковки в ограниченных количествах Y341 и Y344.
Для грузовых самолетов подходят инструкции №361, 364 и 366. Чтобы научиться выбирать тару, рассмотрим инструкции подробно. Инструкция №351 разрешает использовать:
- стеклянные сосуды по 0,5 л максимум 1 л на упаковку, то есть 2 штуки по 0,5 л или, допустим, 10 шт по 0,1 л;
- металлические сосуды до 1 л, тоже максимум 1 л на грузовое место;
- относится к группе упаковке I.
Инструкция №353 допускает 5 л на грузовое место:
- стекло по 1 л;
- пластмассу и металл до 5 л;
- относится к ГУ II — не подходит к примеру.
№355 подразумевает до 60 л вещества на одно грузовое место:
- в стекле до 2,5 л;
- в пластмассе и металле до 10 л;
- относится к ГУ III — не подходит к примеру.
Между внутренним и внешним упаковочным комплектом применяется абсорбирующий материал, которого хватает для впитывания всего объема вещества в таре.
По этому же принципу составлены инструкции, подходящие к UN1263 КРАСКА для грузового воздушного судна:
№ инструкции |
объем внутренней тары в зависимости от материала |
количество на грузовое место |
---|---|---|
361 для ГУ I |
стекло до 1 л металл до 5 л пластик — запрещено |
30 л |
364 для ГУ II |
стекло до 1,5 л пластмасса до 5 л металл до 10 л |
60 л |
366 для ГУ III |
стекло до 5 л пластмасса до 10 л металл до 25 л |
220 л |
Уже понятно, что если краска UN1263 PG I расфасована в металлические банки 1–5 л, то доставка без перефасовки доступна только грузовым воздушным судном. Таких рейсов в мировом воздушном трафике не более 3% по количеству, что сильно сужает географию поставок. А если ведерки больше 5 л, то отправить по воздуху не получится.
Инструкции с буквой Y относятся к сверхмелкой фасовке вещества. К группе упаковки I не применяются. На самом деле, еще по Перечню опасных грузов понятно, что к группе упаковке I подходят только инструкции 351 и 361, остальные приведены для примера, чтобы показать, как не ошибиться с выбором размера тары.
Нужна ли для доставки по морю опасного груза другая тара?
Штучные грузы чаще всего перевозятся на судах в морских контейнерах. Если нужно отправить морем опасный груз в упаковках, нужна ли другая тара? Какие требования к упаковке опасных грузов?
Итак, если найти в сборнике позицию с номером ООН 1263, понятно, что требуется выполнить инструкцию под номером Р001. Инструкция устроена по тому же принципу, как Р001 в ДОПОГ для автотранспорта. Отличие в том, что для группы упаковки I установлены другие ограничения на объем: 75 кг в барабанах и ящиках, 60 кг в стальных и алюминиевых канистрах и 40 кг в пластиковых.
Еще одно отличие касается маркировки: знаки опасности, наименование и номер ООН в необходимых случаях наносятся таким способом, чтобы выдерживать контакт с морской водой в течение трех месяцев.
Если предполагается международная перевозка опасного груза со сменой вида транспорта, например, автомобиль и судно, или автомобиль и железная дорога, придется изучить требования всех сборников и выбрать самый жесткий вариант. Если в одном транспортном пакете перевозят разные вещества, например, краска с группой упаковки I и II, то выполняются требования для самого опасного наименования.
Транспортная компания ADRIATA с 2014 специализируется на сложной, мультимодальной перевозке опасных веществ. Работаем по России и за рубеж, что позволяет быть экспертами в логистике. Для клиентов определяем оптимальную схему доставки и оказываем услугу по упаковке опасных субстанций, изготовлению обрешетки, ящиков и нанесению маркировки. Готовим накладные, инвойсы, помогаем собрать сертификаты, разрешения, провести полное таможенное оформление.
Если хотите задать вопрос, рассчитать стоимость или или заказать перевозку опасного груза 1–9 класса, пишите в чат на сайте или звоните по номеру: 8 (800) 775–85–62.