Международная транспортная компания ADRIATA продолжает рассказывать о том, какие предусмотрены и как действует на практике изъятия ДОПОГ. Напомним: так называют случаи, когда требования европейского соглашения не применяются полностью или частично. Формально перевозимый груз является опасным, имеет номер ООН, но фактически соблюдение всех норм ДОПОГ при перевозке невозможно технически, нецелесообразно финансово и избыточно с точки зрения безопасности. В сегодняшней публикации рассматриваем три нюанса, связанных с разными изъятиями.
Нюанс при перевозке жидкого топлива в баках
Подраздел 1.1.3.3 приложения А к европейскому соглашению ДОПОГ предусматривает изъятие, связанное с перевозкой жидкого топлива, которое используется для движения транспортного средства: грузовика или спецтехники. Установлены такие лимиты:
- общий объем всех встроенных топливных баков и самого автомобиля, прицепа или полуприцепа не должен превышать 1500 литров;
- объем топливного бака, установленного на полуприцепе или прицепе, не должны быть больше 500 литров;
- объем встроенного топливного бака самого автомобиля не должен превышать разницы между 1500 литров и объемом бака прицепа;
- объем переносного резервуара (канистры) не должен быть более 60 литров.
Важно: в приложении к ДОПОГ установлены предельные значения номинальной вместимости топливных баков, а не фактического объема залитого топлива. С данными ограничениями связан распространенный правовой казус: предположим, что из строя вышел прицеп с баком объемом 500 литров, который обеспечивал работу рефрижератора. Имеется резервный прицеп, вместимость бака которого составляет 600 литров. Здесь возможны две ситуации:
- Если объем резервуара у самого автомобиля не превышает 900 литров, такую сцепку можно смело задействовать для перевозки.
- Если топливный бак автомобиля номинально вмещает хотя бы 901 литр, перевозка станет юридически невозможной.
Суммарный объем превысит 1500 литров, значит, формально такая сцепка будет перевозить опасный груз безо всяких ограничений требований, установленных ДОПОГ. Следовательно, машина должны быть оборудована соответствующим образом, что наверняка нереально даже технически, потому что жидкое топливо допускается перемещать только в специализированных транспортных средствах категории FL (liquid flammable), предназначенных для легковоспламеняющихся жидкостей.
К тому же непонятно, какое нужно оформлять свидетельство ДОПОГ водителю — на основе базового или расширенного курса по перевозке опасных грузов. Каким образом маркировать транспортное средство, какие оранжевые таблички и как устанавливать? А без соответствующего оборудование любой инспектор ДПС ГИБДД будет вправе выписать водителю штраф и отправить сцепку на штрафстоянку. Такое мнение в целом разделяют профильные ведомства большинства стран Европы и Северной Америки.
Нюанс, связанный с прочной наружной тарой
Другой неудобной нюанс связан с формулировкой «прочная наружная тара». Например, огнетушители содержат опасное вещество, которое и тушит огонь. Если такие изделия соответствуют ГОСТу или аналогичным стандартам другой страны, опломбированы, защищены от непроизвольного срабатывания, для перевозки достаточно обычного грузовика с обычным водителем без допуска с перевозке опасных грузов. Такой подход выгоден для любого производства, где по нормам техники безопасности установлены десятки огнетушителей, которые постоянно нужно обновлять, заменять, следовательно — регулярно отвозить и привозить.
Есть один нюанс: изделия при перевозке должны быть упакованы в прочную наружную тару, четкого определения которой в данном контексте европейское соглашение ДОПОГ не содержит. Что можно считать таковой, а что нельзя? Мнение инспекторов дорожной полиции в разных странах сильно разнятся.
Например, сотрудник профильной службы Польши вряд ли оштрафует водителя, у которого огнетушители сложены в плотный мешок из натуральной, синтетической или смешанной ткани. А дорожный полицейский в Германии за такую наружную упаковку оштрафует практически наверняка, поэтому на практике в данном случае лучше не играть в юридическую казуистику и использовать наружную упаковку, которую точно можно считать прочной, например, деревянные или металлические ящики.
Нюанс при перевозке аккумуляторов и батареек
Аналогичный принцип действует и применительно к аккумуляторам, батарейкам и прочим устройствам для получения электрической энергии. Изъятие в отношении изделий установлено подразделов 1.1.3.7 приложения А к ДОПОГ. Батарейки и аналогичная продукция содержит кислоту или щелочь, то есть вещество восьмого класса опасности — химически агрессивное, иначе коррозионное или едкое.
Однако такие вещества можно перемещать, не соблюдая весь корпус нормативов ДОПОГ. Главное требование – изолировать контакты для защиты от короткого замыкания, то есть надеть на клеммы резиновые колпачки. Также необходимо зафиксировать изделия в таре во время доставки, чтобы избежать просыпания и утери.
С применением изъятия к перевозке батареек связана реальная история из практики специалиста по перевозкам опасных грузов, сотрудничающего с компанией ADRIATA. В процессе получения свидетельства консультанта по ДОПОГ эксперт столкнулся с владельцем небольшой транспортной фирмы, специализирующейся на перевозке отработанных литий-ионных батареек, аккумуляторов, прочей аналогичной продукции.
Специалист предложил владельцу фирмы объяснить, как можно возить отработанные источники электрической энергии в рамках изъятия ДОПОГ, что позволило бы снизить издержки. Не нужно было бы обучать водителей, устанавливать дополнительное оборудование на десять транспортных средств фирменного автопарка, однако предприниматель решил перестраховаться и продолжил осуществлять перевозки с соблюдением всех требований ДОПОГ по опасным грузам восьмого класса.
Компания ADRIATA перевозит опасные грузы
Международная транспортная компания ADRIATA оказывает услуги по перевозке опасных грузов с соблюдением требований европейского соглашения ДОПОГ, иных профильных законодательных актов, с применением подходящих по ситуации изъятий. Основной формат перевозок — на автомобильном транспорте по дорогам стран, входящих в Таможенный союз: России, Армении, Киргизии, Казахстана, Белоруссии.
Специализированный транспортный оператор осуществляет перевозки опасных грузов девяти, а с 2019 года 13 классов опасности, предусмотренных ДОПОГ. Возможно перемещение инфекционных, радиоактивных, горючих, окисляющих, взрывчатых, токсичных, коррозионных материалов, а также опасных грузов всех перечисленных классов, направленных на переработку, утилизацию или захоронение.
Для заказа специализированных логистических услуг по перевозке опасных веществ, изделий или отходов обращайтесь в международную транспортную службу ADRIATA. Оператор обеспечивает высокий уровень безопасности перевозки и сохранность опасного груза для получателя. Звоните по телефону 8 800 775-85-62, пишите по адресу электронной почты hello@adriata.ru или в корпоративном телеграм-чате.