Когда планируется перевозка опасного груза, среди необходимых документов называют паспорт безопасности. Под этим названием скрывается две разных бумаги: паспорт безопасности химической продукции и паспорт безопасности транспортного средства. В статье рассказываем, чем отличаются и в каких случаях понадобятся для подготовки и во время перевозки.
Для чего паспорт безопасности химической продукции?
Российский ГОСТ 30333–2007 говорит о том, что на вещества, смеси, материалы и отходы промышленного производства необходимо составлять паспорт безопасности. Если речь идет о лекарствах, пищевой, парфюмерно–косметической продукции — то, что потребляется человеком в том виде, в котором перевозится — составляются другие документы. При этом сырье считается химической продукцией и нуждается в паспорте.
Если перевозят изделие, даже с одним или несколькими химикатами внутри, допустим, аккумуляторные батареи, паспорт безопасности химической продукции не составляется. Вместо этого производитель прикладывает паспорт изделия или инструкцию по эксплуатации, где также ссылается на информацию о безопасности химикатов, входящих в состав изделия. Получается, что паспорт безопасности нужен, если вещество газообразное, жидкое, пастообразное, в виде порошка, гранул, кусков, суспензии, эмульсии, раствора, то есть измеряется не штуками, а весом или объемом, также учитывается концентрация.
Структура документа совпадает с международными требованиями, то есть в российском и международном паспорте одинаковые разделы с одинаковыми номерами. Благодаря этому российские паспорта легко переводить на другой язык и использовать за границей и наоборот. Международный вариант называется SDS или MSDS, составляется на одном из языков ООН с переводом на любой национальный. К языкам ООН относятся английский, немецкий и французский. MSDS/SDS признаются всеми странами, если выданы компетентным органом.
Кто составляет паспорт безопасности химической продукции? Этим занимается производитель — организация, которая выводит товар на рынок. Документ регистрируется в компетентных органах, с 2021 года это ФГБУ «Российский институт стандартизации». Затем производитель выдает паспорт безопасности в оригинале по требованию покупателя. У паспортов есть срок действия. Точнее, ограничен срок действия разрешения на использование, на особо опасные вещества — 3 года, на опасные — 5. При этом паспорт не имеет ограничения срока действия, но производитель обязан вносить изменения, если поменялась информация о безопасности или ссылки на нормативные документы.
Нужен ли паспорт безопасности или MSDS во время перевозки? Для транспортировки по суше, воздуху и морю в соответствии с международными правилами не требуется паспорт безопасности. Но есть исключения:
- каждый перевозчик имеет право потребовать любой документ, который посчитает нужным, либо отказаться от перевозки — чаще всего, требуется для авиаперевозчиков и при загрузке морского контейнера, при этом необязательно бумага последует вместе с грузом;
- если груз согласно Перечню имеет обобщенное название, то есть имеет аббревиатуру «Н. У. К.» — не указано конкретно;
- если паспорт безопасности требуется по законам страны отправления, транзита или назначения, например, на насыпной груз без упаковки;
- паспорт требуется для составления аварийной карточки на железной дороге, если нет стандартной.
Получается, что при планировании перевозки опасного груза лучше запастись паспортом безопасности, оптимально — в оригинале. Для пересечения границы тоже потребуется SDS, оформленный в соответствии с международными требованиями. Обязанности предоставлять нет, но сотрудники таможни имеют право запросить. Чтобы не было задержек, рекомендуется приготовить MSDS заранее.
В каких случаях потребуется паспорт безопасности транспортного средства?
По закону РФ «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры подлежат учету. Каждому присваивается категория, разрабатывается план обеспечения безопасности, назначается ответственный. На категорийные объекты требуется паспорт безопасности. В основном, это касается инфраструктуры морских портов, аэропортов, железнодорожных станций, вокзалов и дорог. Автомобильный грузовой транспорт не подпадает под этот закон, но есть нюанс.
Если в организации на балансе числятся транспортные средства, занимающиеся перевозками грузов повышенной опасности, то компания становится категорийным объектом. Должно выполняться два условия:
- автомобиль должен иметь спецразрешение на перевозку грузов повышенной опасности, а не просто опасных грузов;
- таких автомобилей в организации должно быть два и более.
В этом случае оформляется паспорт безопасности на каждое транспортное средство. Возить с собой бумагу необязательно, но если при проверке выяснится, что паспорт не оформлен, будет наложен штраф до 500000 рублей, также есть риск, что отзовут лицензии или приостановят деятельность предприятия, а автомобиль с грузом задержат.
Получается, что паспорт безопасности химической продукции — это забота производителя и грузоотправителя: нужно предоставить перевозчику. А вот паспорт безопасности транспортного средства — это головная боль перевозчика: бумагу следует внести в реестры, чтобы не попасть на штрафы и аресты.
Транспортная компания ADRIATA с 2014 года перевозит опасные грузы между 8000 населенных пунктов России и за границу. Задействуем водителей, обученных по ДОПОГ, оборудуем автотранспорт в соответствии с требованиями регламентов. При необходимости оказываем услугу по изготовлению паспорта безопасности. Чтобы проконсультироваться, узнать цены или заказать грузоперевозку, пишите в чат на сайте или звоните 8 (800) 775–85–62.