Международная транспортная служба ADRIATA, перевозящая опасные грузы, продолжает серию материалов, посвященных возмещению ущерба вследствие ДТП, если у виновника автоаварии нет полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). В первой публикации речь шла о первичных действиях, в том числе вызове ГИБДД и проведении независимой технической экспертизы. Сегодняшняя статья посвящена вопросам досудебного урегулирования.
В чем смысл досудебного урегулирования
Каждый, кто сталкивался с гражданским судопроизводством, знает, как долго могут тянуться разбирательства. Суды первой инстанции – мировые и районные, в которых начинается процесс, перегружены: на одного судью может приходиться до 15 дел в день. Провести столько заседаний нереально, поэтому сроки срываются, начало процесса откладывается, в результате первое слушание по конкретному делу может пройти через несколько недель после подачи искового заявления в судебную канцелярию.
Разбирательство также редко обходится одним заседанием: к примеру, ходатайство процессуального оппонента о проведении дополнительной экспертизы затягивает процесс на неопределенный срок. Суд первой инстанции может вынести решение по делу спустя несколько месяцев после начала слушаний, потом возможны обжалования во второй - апелляционной инстанции, в третьей - кассационной, каждая из которых при определенных условиях может отменить все предыдущие решения и отправить дело на новое рассмотрение в суде первой инстанции.
Когда окончательное решение принято, нужно добиться исполнения в Федеральной службе судебных приставов. Территориальные подразделения ФССП перегружены подчас еще сильнее судов, а ответчик редко готов исполнить решение суда по доброй воле. В результате средства в порядке компенсации причиненного ущерба могут поступить на счет истца спустя несколько месяцев после вынесения окончательного судебного решения. Бывает, что исполнение затягивается более чем на год.
Очевидно: в таких условиях проще договориться самостоятельно, не прибегая к помощи органов государственного управления. Досудебное разрешение конфликта возможно не всегда, но две ситуации, в которых такое реально, существуют.
Первый вариант досудебного урегулирования
Первая ситуация, в которой возможно разрешить конфликт без суда, – договориться на месте происшествия, естественно, после вызова ГИБДД и оформления протокола. Без такого документа в случае грузовых перевозок, а тем более при перевозке опасных грузов, говорить не о чем. Если диалог не получится, подтверждать позицию в суде пострадавшей стороне без протокола будет намного труднее.
Договориться на месте можно, если ущерб не очень крупный, виновник ДТП признает вину и согласен компенсировать причиненный вред, а водителя пострадавшего транспортного средства устраивает предложенная виновником аварии сумма. Говоря проще, если обе стороны адекваты и готовы к конструктивному диалогу.
В таком случае нужно в свободной письменной форме зафиксировать достигнутые договоренности. В соглашении нужно обязательно отразить следующие данные:
- описание обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;
- ущерб, причиненный грузовому автомобилю;
- паспортные и контактные данные виновника ДТП;
- сумму компенсации, о которой договорились стороны;
- реквизиты для перечисления средств водителю пострадавшего авто.
Обе стороны скрепляют соглашение подписями с расшифровкой ФИО. Для такого документа достаточно простой письменной формы, то есть не требуется нотариального или иного заверения. Хорошо, если есть очевидцы, которые готовы подтвердить факт и содержание договоренностей. Свидетели могут своими подписями под соглашением дополнительно констатировать то, о чем договорились стороны.
Второй вариант досудебного урегулирования
Вторая ситуация, предполагающая возмещение ущерба вследствие ДТП без участия суда, – досудебная претензия, которая представляет собой официальный документ. Пострадавшая сторона фиксирует со ссылкой на протокол, иные бумаги, требования к виновнику, указывает сумму возмещения и срок, в течение которого ожидает средств. Заключение независимой технической экспертизы транспортного средств станет сильным доказательством и убедительным аргументом для оппонента.
Действующее российское законодательство допускает разные способы вручения виновнику досудебной претензии о возмещении ущерба:
- передать лично, предоставив два экземпляра: для себя и виновника; на обоих принимающая сторона должна поставить подпись и дату вручения; организации также указывают регистрационный номер входящей корреспонденции;
- отправить заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении через «Почта России» или частную курьерскую службу; если виновник не примет письма, претензия все равно будет считаться врученной.
В тексте досудебной претензии полезным бывает подробно расписать негативные последствия для виновника в случае обращения в суд: дополнительные расходы на юридическое представительство истца, пошлины и другие судебные издержки. Обойтись без суда будет выгодно для обеих сторон: пострадавшая сэкономит время, виновная – деньги. Для большей мотивации на добровольное урегулирование можно предложить рассрочку выплаты компенсации в течение нескольких месяцев.
Гражданский процессуальный кодекс России не предусматривает обязательной попытки досудебного урегулирования спора: суд обязан принять и рассмотреть иск без предварительной претензии виновнику, но такой документ направлять стоит: даже если вторая сторона никак не отреагирует, претензия станет дополнительным аргументом в пользу истца в суде, ведь пострадавшая сторона предприняла попытки мирного разрешения, то есть повела себя добросовестно, а виновная – проявила безответственность и недобросовестность.
Компания ADRIATA перевозит опасные грузы
Международная транспортная служба ADRIATA выполняет перевозки опасных грузов по автомобильным дорогам в соответствии с требованиями европейского соглашения ДОПОГ и технического регламента Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», национальным отраслевым законодательством России и других стран ЕАЭС: Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Армении.
В указанных странах проходит большинство автомобильных маршрутов, по которым логистическая компания ADRIATA перевозит опасные грузы. В другие государства мира отправку организуют логисты и менеджеры специализированного оператора по заявке клиента. Возможна подготовка перевозки опасных веществ и изделий по железной дороге, морем, по внутренним водам или воздуху.
Транспортная компания ADRIATA занимается доставкой материалов, имеющих номер ООН и отнесенных к любому из 13 классов опасности, предусмотренных ДОПОГ. К таковым относятся горючие, ядовитые, взрывчатые, радиоактивные, коррозионные, инфекционные, окисляющие вещества и изделия, а также опасные отходы производств, которые нужно переработать, утилизировать или захоронить.
Логистическая служба ADRIATA обеспечивает высокую безопасность и надежность перевозки перечисленных материалов, а также полную сохранность опасных грузов. Транспортные средства в собственном автопарке оснащены дополнительными устройствами, предусмотренными ДОПОГ, регулярно получают техобслуживание. Все водители компании имеют свидетельство ДОПОГ и проходят предрейсовые осмотры.
Для заказа специализированных логистических услуг по перевозке опасных грузов и отходов обращайтесь в международную транспортную компанию ADRIATA по телефону 8 800 775-85-62, пишите на электронную почту hello@adriata.ru или оставляйте заявку менеджеру в телеграм-чате специализированного оператора.